Занимательные картинки (окончание)
Как донести искусство в широкие народные массы? Снизить цену шедевра на порядки. Но как это сделать - нельзя же великого художника заставить "рисовать халтурнее", ведь и результат будет халтурой, а не шедевром. Единственный путь - создать технологию тиражирования, дабы автор, нарисовавший одну картину, мог продать много ее копий по небольшой цене, что в итоге даст сумму, сопоставимую со стоимостью выставочной картины... Короче, в Ниппоне периода Эдо освоили ксилографию - гравюру на дереве и оттиски с нее, примитивную первопечатную технологию.
Гравюра Кацусики Хокусая - мыши жрутЬ рыбью голову
Собственно говоря, именно этот способ массового изготовления картин и получил сперва название укиё-э (а уже потом этот термин распространили на всё искусство периода Эдо), и появился он сперва как книжная иллюстрация. В конце XVI века начали массово печататься книги для простолюдинов, торговцев и ремесленников, которые (всегда и везде, а не только в Ниппоне) считали главным достоинством издания "много цветных картинок". Такие буки и назывались эхон ("книга картинок"), и представляли из себя сборник больших иллюстраций с текстом к ним. Позже, уже в XVII веке, гравюры стали самостоятельным видом печатной продукции, продаваясь штучно - какэмоно, а также изготовлялись в качестве афиш для анонсов спектаклей в театре кабуки.
Сперва гравюры укиё-э были монохромными - черно-белыми, но в середине XVIII века ниппонские мастера изобрели способ цветной печати нисики-э ("парчовые картинки"), или эдо-э ("картинки из Эдо"). Для этого требовались трое - художник (желательно знаменитый и талантливый, иначе зачем людям покупать его произведения), резчик по дереву и печатник. Первый рисовал черно-белый эскиз на тонкой бумаге, второй наклеивал его на дерево (обычно использовались вишня, груша или самшит) и вырезал все белые места. Далее делали несколько черно-белых оттисков, на которых живописец обозначал цвета. Затем резчик изготовлял формы - по одной для каждого цвета (иногда до 30 разных), после чего вступал в дело печатник, который наносил краски на формы и делал оттиски, "соединяя воедино". Несмотря на трудоемкость процесса, себестоимость "отбивалась", ибо с одного набора форм можно было сделать несколько десятков вполне качественных копий (с каждым новым использованием качество ухудшалось, и последние оттиски стоили гораздо меньше, чем первые).
Портрет Утагавы Хиросигэ - типичная гравюра укиё-э, с текстом, печатью цензора и клеймами изготовителей (кликабельно)
Естественно, весьма скоро появились мэтры нового стиля. Имя им легион, и можно назвать только самых известных - таких как Китагава Утамаро (автор "Трех знаменитых красавиц"), Кацусика Хокусай ("Большая волна в Канагаве" и "Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)", Утагава Хиросигэ (цикл "100 видов Эдо") и Тосюсай Сяраку ("Отани Онидзи III в роли слуги Эдохэя"). Их работы пользовались бешеной популярностью и спросом - во времена, когда не было еще фотографии и Интернета, простые люди "сбрасывали на облачную стену" дома покупные гравюры, хвастаясь друг перед другом. К тому же эдо-э продолжали нести свою просветительскую функцию - они по-прежнему сопровождались текстами, часто очень подробными, и откликались на злободневные события (громкие премьеры кабуки, прибытие иностранных делегаций, или даже нашумевшие скандалы, типа Истории 47 ронинов).
Изображали же на продаваемых простонародью гравюрах всё, что ему нравилось. По жанрам укиё-э делились на:
- Бидзинга - женские портреты (в основном красавиц - реализм и "эстетику безобразного" в женщинах ниппонцы не уважали);
- Якуся-э - портреты знаменитых актеров кабуки, загримированных и одетых для представления, обычно во время какой-то выразительной сцены;
- Сюнга ("весенние картинки") - порнография, неизменно популярная и преследуемая официальными властями;
- Уже знакомые нам катё-га - "цветы и птицы", шире - анималистические картинки "со зверушкаме";
- Фукэй-га - пейзажи, нередко объединенные в большие циклы ("60 видов Фудзи" и пр.);
- Муся-э - изображения знаменитых в истории самураев, обычно во время свершения ими каких-то подвигов и великих деяний, часто даже большие батальные полотна;
- Утива-э - особый подвид укиё-э, роспись на больших нескладывающихся веерах-утива, на которые приклеивали распечатанное изображение.
Тот самый "Отани Онидзи III в роли слуги Эдохэя" - якуся-э (кликабельно)
Существовали, естественно, и школы художников в стиле укиё-э, и много, так что можно лишь перечислить основные (назывались обычно по фамилии основателя) - Хисекава, Кагэйцудо, Тории, Хосода, Миягава, Кацукава, Хокусай, Китао, Нисимура-Исикава, Сэкиэн, Утагава. И да - именно когда после открытия Ниппона в результате Революции Мэйдзи в Европу попали гравюры укиё-э, как раз они вдохновили импрессионистов (того же Винсента ван Гога) на их "новый особый прорывной" стиль живописи насыщенными красками и сочными сочетаниями цветов...