Жизнь после Рокруа - 5

Jan 10, 2020 11:22

Свекровь и снохи

Карл II не был дауном, как ошибочно полагают многие, рассматривая его портрет. Он был очень начитан и образован в богословии, что показывает его переписка с сестрой Урсулой Микаэлой Моратой, видной деятельницей женского отделения ордена капуцинов, причисленной впоследствии к лику святых. Просто в детстве никто не верил, что хилый мальчик проживет долго, и потому считали, что учить его - только зря мучить ребенка и время переводить. Поэтому в политических, экономических и административных вопросах король остался неучем. Зато, помимо богословия, тщательно следил за этикетом и придворным церемониалом, внутренне радуясь, когда всё вокруг было "чинно-благородно".

А еще, как все болезненные и слабые дети, Карлос любил мать, Марианну де Аустрия. И тотчас же после смерти Хуана Австрийского вернул ее из ссылки в Толедо ко двору. Но тут бывшая регентша, когда-то вертевшая интриги и раздававшая милости и титулы, столкнулась с новой проблемой - снохами. Первой женой Карлоса II стала Мария Луиза Орлеанская, дочь брата Луя XIV, герцога Филиппа (хотя тот был известен как первостатейный ходок по мужским попкам - но долг перед станой выше личных симпатий! хотя жену можно было потом и башмаками поколотить - от того, как утверждает Сен-Симон, его первая жена, якобы, и преставилась).



Мария Луиза Орлеанская, королева в печали

Король влюбился в красивую (ну, смотрите сами...) жену без памяти, но жизнь при дворе, где этикет не позволял никому, кроме супруга, притрагиваться к ней или даже чихать в ее присутствии, скоро стала невыносимой. К тому же за десять лет брака Карл так и не смог сделать детей, и народ гневался, устраивая под окнами дворца суровые манифестации (мысль о том, что Его Католическое Величество может быть импотентом, воспринималась как самая суровая ересь). Королева застрадала депрессией, стала много есть, растолстела, и наконец в 1689 году умерла - скорее всего, от приступа аппендицита, но мадридцы (просто окуенно флюгерастые люди - со страшной скоростью полюбившие покойницу) кричали, что это королева-мать ее отравила (ну просто новая Агриппина какая-то)!

Впрочем, молва была неправа - Марианна пережила смерть снохи тяжело, долго проболев и так до конца и не оправившись. Настоящей занозой в ее заднице стала сноха №2 - принцесса Мария Анна фон дер Пфальц-Нойбург (ленивые испанцы называли ее просто - Нойбургская). Поглядев на ее портрет и на портрет другой претендентки, Анны Марии Луизы Медичи, дон Карлос произнес: "И первая дама хороша, и вторая недурна", но тут же повернулся к портрету покойной Марии Луизы и вздохнул: "Но эта дама прекраснее всех". Так что женившись второй раз по необходимости, король даже не пытался брак консумировать - он хранил верность первой жене.



Мария Анна Нойбургская, королева, блин, девственница...

Естественно, что у женщины, не имевшей вообще никакой сексуальной жизни, характер испортился в доску (и кто ее за это обвинит?). Она устраивала истерические припадки, приступы гневной ярости и всячески терроризировала податливого и запуганного ею Карла, добиваясь от него всего, чего захочет (даже имитировала беременности, зашугивая капризами весь двор - король-то знал, что это "фуфлогон", но признаться в том, что не имел жену ни разу...).

И особо зверски сцеплялись они с королевой-матерью. Потому что у них были разногласия по поводу одного места у блаженного Августина того, кто станет наследником престола. Мария Анна очень хотела, чтобы королем стал ее племянник Карл фон Хабсбург, эрцгерцог Австрийский (будущий император Карл VI), а Марианна, вопреки фамилии Австрийская, настаивала на любимом правнуке (по линии одной из дочерей) Йозефе Фердинанде Баварском, сыне курфюрста Максимилиана II.


 

Карл Австрийский и Йозеф Баварский - предметы раздора свекрови и снохи

Пока была жива Марианна, Карл II из любви к ней и страха перед капризной женой поддерживал баварского принца - даже после смерти королевы-матери в 1696 году он в 1698-м официально признал его наследником престола. Но случилась семейная драма - в возрасте 6 лет мальчик заболел оспой и умер в 1699 году. И уж тут-то "нойбургская мегера" безальтернативно "пропихнула" в наследники своего племянника Карла. Но женщина забыла, что, помимо ее супруга-подкаблучника, она имеет дело с самым говнивым человеком своего времени - королем Франции Луем-Солнцем...

Послеиспанское

Previous post Next post
Up