Сражение при Сан-Марсьяле
После поражения в Битве за Пиренеи у Сульта оставалось лишь две возможности - сидеть и ничего не делать, пока Памплона и Сан-Себастьян сдадутся, или попытаться еще раз. Французский маршал выбрал второй вариант и со свойственной ему расчетливостью решил нанести удар в секторе города Ирун, где держали оборону испанские части Армии Галисии под командой генерал-лейтенанта Мануэля Альберто Фрейре де Андраде и Армихо. Сульт рассчитывал легко опрокинуть испанцев, которых столько раз побеждал в их собственной стране.
Утром 31 августа 1813 года три французские дивизии корпуса Рея пересекли реку Бидасоа (государственную границу Франции и Испании) и направились на город Ирун. Им преградили путь четыре дивизии Армии Галисии - 3-я, 5-я и 7-я, развернувшиеся на гребне у монастыря Сан-Марсьяль, и 1-я, стоявшая в колоннах за городом Ирун и составлявшая резерв. Испанцев было 16 000 человек. По замыслу Сульта, Рей должен был опрокинуть испанцев, а корпус Клозеля - переправиться через Бидасоа левее и оттеснить английские и португальские части.
Сражение при Сан-Марсьяле (кликабельно)
Увы, но битва не стала для французов тактическим шедевром, а для испанцев - скорее хорошо заученным школьным уроком. Поднимавшиеся по гребню колонны дивизий армии Сульта ползли тяжело и расстраивали ряды, а испанцы поливали их огнем из пушек и мушкетов. Классический розыгрыш излюбленного Веллингтоном «обратного ската холма» - вот только на поле боя не было ни одного англичанина. Тщетно дивизии генералов Виллата д'Отремона, Ламартиньера и Попона де Мокюна пытались дойти до вражеской позиции - немногих добравшихся солдаты Армии Галисии встречали штыковыми контратаками. Нападение французов было отбито с большими потерями.
В полдень Сульт повторил атаку, но с тем же результатом - испанцы дрались, как львы, отбрасывая французов по всем пунктам. Клозель, первоначально потеснивший союзников у Пенья-де-Ая, также был остановлен вовремя подошедшими частями Легкой дивизии, а на крайнем правом фланге корпус д'Эрлона, защищавший линию Бидасоа, подвергся сам атаке (которую, впрочем, смог отразить). Эффект внезапности был упущен, битва в Сан-Марсьяле проиграна, и пришлось отдавать общий приказ на отступление. Из 18 000 человек, принявших участие в сражении, около 4000 было убито, ранено или попало в плен. Испанцы потеряли 2500 убитыми и ранеными.
Современное испанское вИдение (кликабельно)
Кстати, на поле боя был сам Веллингтон и внимательно за ним наблюдал, готовый «вступить в дело», если будет нужда. И даже принял одно важное командирское решение - когда Фрейре де Андраде прислал к нему гонца с просьбой ввести в бой подтянувшиеся английские части, маркиз, окинув взглядом поле боя, заявил, что испанцы уже победили, и пусть вся слава и честь этого дня достанутся им одним.
Вторая осада Сан-Себастьяна
После поражения Сульта в Битве за Пиренеи Грэм возобновил осаду Сан-Себастьяна 15 августа 1813 года. Гарнизон Луи Эмманюэля Рэ получил кое-какие припасы от прорвавшихся через морскую блокаду судов, но не подкрепления - в строю оставались около 2700 человек и примерно 300 лежали в госпитале. На сей раз Веллингтон решился не рисковать и отправил осадному корпусу дополнительные тяжелые орудия и инженерные войска.
26 августа союзники обустроили две брешь-батареи - 15 орудий на юге и 48 на востоке, которые начали разрушать стены крепости. 27 августа британские военные суда - фрегат «Сюрвейянт», бриг «Констэн» и шлюпы «Бигль» и «Челленджер» - высадили десант в 200 человек на остров Санта-Клара, контролировавший городскую гавань. Французы были уверены, что берега острова слишком крутые, чтобы по ним могли вскарабкаться враги, тем не менее моряки после короткого боя овладели Санта-Кларой и установили там 6 орудий с «Сюрвейянта», которые начали обстреливать город и цитадель.
Штурм 31 августа (кликабельно)
К 30 августа британские пушки проделали в восточной стене две бреши, плюс была подведена мина. Штурм был назначен Грэмом на 11.00 31 августа 1813 года. Взорванная мина проделала еще одну брешь, но на месте взрыва и рядом появилось много воронок, которые мешали движению солдат. Тем не менее, части 5-й дивизии пошли на штурм с юга, а португальцы - с востока, переправившись через реку Урумея. Но когда союзники достигли пролома, оказалось, что французы смогли наскоро возвести купюр - внутреннюю стену, закрывающую место пролома. К тому же защитники открыли ураганный огонь из пушек и ружей.
Нападающие залегли в воронки, которые теперь пришлись так кстати. Попытка отправить в пролом специальный штурмовой отряд «Потерянная надежда» (в него отбирали добровольцев, которых ждало повышение в чине, если они смогут остаться в живых) успехом не увенчались - выдержать огонь французов с купюра оказалось невозможно. Тогда Грэм, посоветовавшись с начальником артиллерии Александром Диксоном, решил обстрелять купюр, несмотря на угрозу того, что от снарядов могли пострадать залегшие в воронках солдаты. Первоначально залпы своей же собственной артиллерии ввергли окопавшихся в панику, но когда рассеялся дым, оказалось, что наскоро возведенная стена разбита. Воодушевившиеся британцы кинулись в пролом и ворвались в город.
Атака "Последней надежды"
Более 600 французов были захвачены в плен, остальные бежали вместе с генералом Рэ в цитадель. Начался пожар, который продолжался семь дней и уничтожил практически весь город. К этому добавилась ярость озверевшей солдатни, нашедшей винный склад и бросившейся грабить город. Погром продолжался несколько дней, было убито примерно 1000 мирных жителей, многие женщины изнасилованы. Резня в Сан-Себастьяне стала самым отвратительным эпизодом в истории Пиренейской войны, Веллингтон назвал своих солдат «подонками» и «ублюдками» (как и после аналогичного погрома в Бадахосе), однако отказался помогать 2000 жителей, оставшимся без крова, заявив, что город сожгли французы. Испанцы отреагировали на эти события предсказуемо плохо, общественное мнение обвиняло англичан в преднамеренной жестокости. В Сан-Себастьяне до сих пор ежегодно 31 августа проходит траурное мероприятие в память жертв резни 1813 года.
5 сентября 1813 года генерал Рэ начал переговоры о капитуляции цитадели, которые завершились 8 сентября выводом оставшихся там солдат с почестями - развернутыми знаменами, барабанным боем и оставлением шпаг офицерам. Общие потери гарнизона за период обоих осад составили 850 убитых, 670 пленных 31 августа и 1860 сдавшихся 8 сентября, среди которых было 480 раненых и больных. Союзники на протяжении обеих осад потеряли 3770 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести, из которых в день последнего штурма погибли 867 человек, 1416 ранены и 44 пропали без вести. Среди погибших был подполковник инженерных войск Ричард Флетчер, создатель знаменитой линии укреплений у Торрис-Ведрас, а генерал-майор Джеймс Лейт, командовавший 5-й дивизией, был ранен.