Папы и попы
Религия в сознании средневекового человека играла огромную роль, а в сознании византийца - "еще огромнее". На протяжении всей своей истории ромеи с увлечением срались друг с другом по поводам, смысл которых современный человек даже улавливает с большим трудом. Посему бессмысленно пытаться очертить всё громадное здание византийской церкви и всю историю "ее борьбы" с теми, кто не хотел "надевать цаки и кланяться" так, как она предписывала... Читайте "краткие очерки на тему".
Первыми массовыми предметами "выжигания каленым железом" со стороны церкви были даже не ереси (неканонические течения внутри одной религиозной доктрины), а конкуренты - "парахристианские" секты и учения, возникавшие "примерно в то же время" и боровшиеся за влияние на Ближнем Востоке. Наиболее известно из них манихейство - синкретическое христианско-зороастрийское дуалистическое (о "всемирной борьбе свето-бобра и тьмо-козла") вероучение, возникшее в III веке и получившее название по имени пророка Мани (реально, в отличие от Исуса Хреста, жившего персонажа). Гнобилось-давилось вплоть до VI века (после чего "сокрылось" в "недра Азии", где в отдельных местах дожило в подполье до XVII века), а сам термин "манихейство" католико-православные попы затем использовали как "погоняло" для всех, кого хотели "заклеймить", вплоть до катаров, альбигойцев и богомилов.
Манихейские иерархи
Далее борьба пошла уже со "своими среди своих" - истреблялись (вместе с приверженцами) многочисленнейшие ереси. Самые известые:
- Арианство - учение ересиарха Ария (ум. 336), созданное для наиболее тупых германских варваров, не понимавших, как Б-г-отец и Б-г-сын могут быть "одним и тем же и разным одновременно", и для которых было "объяснено", что Христос - "другой Б-г". Временно даже одержало победу над догматическим христианством при императоре Констанции II, но после его смерти было заклеймено и выжжено, исчезнув даже у всяких вестготов и вандалов (в Африке) в VII веке;
- Несторианство - учение константинопольского архиепископа Нестория (428-431) о тонкостях слияния природ бога и человека в Христе (на самом деле, это понимают только богословы, у которых окончательное ПГМ), отличающееся от догматического на бесконечно непонятные нормальным людям "попугайские крылышки". Заклеймено и выжжено, но скрылось в Азии, едва не завербовав в свое время Чингисхана (ограничившись другой ветвью монгольских племен) и породив легенду о "пресвитере Иоанне", а в Ассирийской церкви Востока и Древнеассирийской церкви Востока вообще существует до сих пор;
- Монофизитство, ака евтихианство - учение ересиарха Евтихия (378-454) о том, что Христос обладал только божественной природой, не являясь человеком ни фига, человечишки!. Заклеймено на III (Халкидонском) вселенском соборе 451 года. Сторонники монофизитства долго воевали (доходя до реального рукоприкладства) с ортодоксами, вплоть до того момента, как были завоеваны арабами в VII веке, ибо окопались в Египте и Африке. Назло врагам из Константинополя почти все обрезались в правоверные мусульмане;
- Миафизитство - учение, возникшее в рядах выжигателей несторианства, проповедовавшее единство в Христе божественной и человеческой сущностей, но снова не так, как в догматическом православии. Из-за этих разногласий после Халкидонского собора в миафизиты подались так называемые Древневосточные (Дохалкидонские) православные церкви - Армянская, Коптская, Сирийская, Эфиопская и Маланкарнская (это в Индии). Тут оная ересь благополучно процветает и по сию пору;
- Монофелитство - учение, придуманное константинопольским патриархом Сергием (610-638), чтобы примириться с Дохалкидонскими церквями, набрасывающее на "попугайское крылышко разногласий" вообще "темную-темную тень". Догматической церковью признано "тряпничеством" (с еретиками не мирятся, их уничтожают!), заклеймено на VI Вселенском соборе и и выжжено;
- Иконоборчество (ака иконоклазм) - мощное течение в VIII-IX веках, боровшееся против почитания икон, мощей и пр. Поддерживалось императорами Львом III Исавром, Константином V Копронимом, Львом IV Хазаром, Львом V Армянином и Феофилом. Окончательно заклеймено на Константинопольском соборе 843 года и выжжено;
- Павликианство - ересь, родившаяся в VII веке в Армении, а в VIII-IX веках охватившая Малую Азию. Сложное учение - утверждало, что Б-г существует только в духовно-загробном мире, а мир телесно-видимый создал аццкий сотона злобный и криворукий демиург (отголосок воззрений манихеев). Павликиане даже создали альтернативное государство вокруг крепости Тефрика (Западная Армения), откуда долго набегали на "тру-Византию". Побеждены и выжжены только в 872 году, после чего переселены в Европу (во Фракию), где сохранялись в отдельных местах вплоть до XIX века.
Что же касается церковной иерархии, структуры и прочих "фигнюшек", то читайте "килолион" сочинений "исторЕГов церкви" и "исторЕГов-церковников". Кому сильно лень - вообще не парьтесь, РПЦ до сих пор всё сохранила "под стеклом", вплоть до веры многих своих "чад Б-жьих" в то, что земля плоская. Можно лишь упомянуть, что всё тот же самый Халкидонский собор 451 года наградил пятерых наиболее уважаемых архиепископов титулом патриарх, дабы их мнение по догматическо-каноническим вопросам было наиболее авторитетным - Римского, Александрийского, Иерусалимского, Антиохийского и Константинопольского. Самыми "ровнее других" считались патриархи Рима и Александрии, получившие почетное именование папа.
Но поскольку в VII веке арабы "скушали" и Иерусалим, и Антиохию, и Александрию, то на территории собственно империи ромеев "их оставалось только двое". А так как василевс таки жил не в Риме, а в Константинополе, то "его личным" патриархом стал архиепископ оного города. А папа Римский, имевший на все вопросы "свое особое мнение", стакнувшийся с VIII века вообще с франками и наделивший их "рикса" Карла титулом императора, в итоге был "послан на ух" в 1054 году в ходе Великого раскола, который и разделил католическую и православную церкви. Правда, оставались еще и "свои собственные" варвары, которые "тоже гадили" - в 927 году царь Болгарии Петр I в обмен на согласие жениться на дочке василевса Романа I Лакапина выцыганил для архиепископа Софийского титул патриарха Болгарии.
Константинопольский патриархат долго еще по этому поводу "откладывал кирпичи", и в 1018 году, как только Первое Болгарское царство было уничтожено, патриархат болгарский ликвидировали. Но неугомонные варвары восстановили в XIII веке свою государственность, а в 1235 году - и тутитулование патриарха Болгарии. "Константинопольским" приходится "с этим жить" до сих пор. Такой же "фармазон" провернули и сербы - в 1342 году король Стефан Урош IV Душан возвел архиепископа Печского в сан патриарха Сербии. Поскольку сам Душан в 1345 году самозванно провозгласил себя вообще царем сербов и греков (то есть василевсом), нагло презирая василевса Иоанна VI Кантакузина, то никто в Сербии не парился на тему "а что скажет патриарх в Константинополе". Ну, ничего особо внятного и не сказал - Византия "была уже не торт" для каких-то серьезных тёрок на государственном уровне...