Компания-Бахадур - 32

Dec 10, 2019 22:33

Враг номер два

Типу так ничего и не понял - этот тип (каламбур!) не учился на ошибках, своих или чужих. Прознав про то, что французы высадились в Египте, он изо всех сил стал прыгать и кричать "сюда, дяденьки, сюда!", и в итоге допрыгался. Шпионы ОИК перехватили его пламенные письма губернатору французского острова Иль-де-Франс (Маврикия), и новый генерал-губернатор президентства Форт-Уильямс (Бенгалии, то есть главный в Индии) виконт Ричард Уэлсли, граф Морнингтон, решил, что "горбатого исправит" только последняя 4-я англо-майсурская война, которая и началась в 1798 году (а закончилась в 1799-м). И я ее в оном ЖЖ уже довольно подробно описывал, ибо в той войне впервые засветился младший брат генерал-губернатора, полковник Артур Уэлсли, участвовавший практически во всех ключевых событиях - сражении при Малавелли и осаде Шрирангапатнама, и даже ставший за заслуги в ней генерал-майором. Султан погиб, раджество оккупировали британцы и установили там "новый порядок" - вернув формально власть радже, они связали его субсидарным договором.



Итоги 4-й англо-майсурской войны (кликабельно)

Субсидарные договоры стали новой фишкой ОИК еще в прошлом XVIII веке. Когда Компания побеждала местное аборигенское княжество, она заставляла его правителя принимать на содержание свои войска - которые-де будут поддерживать мир и порядок, охранять территорию от внешнего врага, а на самом деле еще и обжирать раджей и ханов, не давая им тратить средства на создание армии собственной. Заодно в княжествах будут глаза, уши, а при надобности и вооруженные силы Компании, которые будут приглядывать за лояльностью правителей. А поскольку на содержание оных воинств полагалось выделять субсидии из казны "помирившегося" княжества, то и договоры об этом стали субсидарными. Причем со временем размер субсидии увеличивался - обычно после смерти правителя ОИК заключала с его преемником новый договор, увеличивавший выплаты. Так что постепенно княжества оказывались фактически придатками компании, содержавшими ее армию. Такие договоры были заключены в 1758 году с навабом Бенгалии, в 1773 году с навабом Ауд[х]а, в 1787 году с навабом Карнатика.

Собственно, из-за одного из таких договоров началась 1-я англо-маратхская война, к которой мы, немного забежавшие вперед из-за рассказа о "взлете Хайдера и падении Типу", возвращаемся. Еще во второй половине XVII века маратхи провозгласили независимость от Великих Моголов и создали свое государство со столицей в городе Сатара, которым управляли чхатрапати - "императоры". Великий Аурангзеб такого безобразия потерпеть не смог и начал войну, длившуюся более 30 лет, закончившуюся уже много после его смерти полной победой маратхов - они согласились признать "теоретическое в вакууме" превосходство Моголов и даже платить им некую дань взамен на признание независимости их "кровной земли" вокруг Сатары и разрешения собирать "маратхскую четвертину" в шести соседних раджествах. Собственно, в этом был "главный секрет" успеха маратхов - на захваченной территории они не меняли аппарат управления, религию или традиции, а просто "брали денег" и удалялись жить в свои дворцы и крепости. Четвертина - это, конечно, много, но зато никаких религиозных или административных реформ или прочих преобразований, живите как хотите.



Шаху[джи] I, последний чхатрапати всея маратхов (кликабельно)

После смерти пятого чхатрапати Шаху[джи] I в середине XVIII века правящая династия Бхонсле разделилась на две ветви - раджи Сатара, которые сохраняли за собой номинальный титул чхатрапати, и раджи Колхапура. Позже еще одна ветвь Бхонсле захватила власть в Нагпуре. Реальное же управление поначалу сохранялась в руках премьер-министра, или пешвы, двор которого располагался в Пуне, но когда этот титул стал наследственным в роду Бхат, прочие маратхские магнаты тоже решили обособиться - Гаеквады обосновались в Гуджарате (раджество Барода), Шинде (Скиндии) - в Гвалиоре (Гвалияре), Холкары - в Мальве. Таким образом, государство маратхов оказалось разделенным на семь частей (семь больших, а мелких была еще целая куча), связанных друг с другом не всегда и не во всем выполняемыми вассальными отношениями, и потому получило у британцев название Маратхской Конфедерации.

В ноябре 1772 года умер пешва Мадха Рао I, и титул перешел к его брату Нараяну Рао. Однако того уже в августе 1773 года зарезали дворцовые стражи. Его вдова оказалась беременной и родила в апреле 1774 года сына Мадха Рао II, который и стал новым пешвой, а управлял за него (ибо младенец) совет из 12 вельмож, главным среди которых был хитрожумный Нана Фаднавис, прозванный европутешественникам "маратхский Макьявелли". Однако в Пуне имелся один обиженный - Рагхунатх Рао, младший брат деда нынешнего пешвы, который уже раза два или три "пролетал" мимо наследования. И вот он 6 марта 1775 года подписал с Бомбейским президентством ОИК субсидарный Суратский договор - обязался уступить компании острова Сальсетте и Бассейн взамен 2500 солдат, которые помогут ему стать пешвой. Англичане набежали на Маратхистан, но в бою у Адасы 18 мая 1775 года потеряли 96 человек и были побиты маратхами, потерявшими 150 человек.



Нана Фадхавис (вельми кликабельно)

Тогдашний генерал губернатор Калькутты (то бишь самый главный в Индии) Уоррен Хастингс решил, что всё сие неправильно, Суратский договор аннулировал и заключил с Нана Фаднависом 1 марта 1776 года новый Пурандарский договор, по которому ОИК признавала Мадха Рао II законным пешвой маратхов, взамен чего регенты обещали не поддерживать французов в начавшейся войне (см. предыдущие серии). Однако "бомбейские" оборзели и ушли в "тотальное отрицание", предоставив Рагхунатху Рао убежище в городе и пенсион. Регенты обиделисЯ и пустили французов в порты на Коромандельском берегу. Сие послужило предлогом "бомбейским" снова наслать войска, которые 16 января 1779 года... были окружены маратхами в Вадгаоне и вынуждены были подписать с ними Вадгаонский договор, по которому отдавали вообще все территории, приобретенные Бомбейским президентством ОИК аж с 1773 года.

На эдакий фармазон Хастингс снова не согласился - заявив, что "бомбейские" не имели никаких юридических полномочий договоры подписывать, он уже из Калькутты послал полковника Томаса Виндэма Годдарда с 6000 человек. Они 15 февраля 1779 года захватили Ахмедабад, а 11 декабря 1780 года - Бассейн. Из Бассейна полковник пошел на Пуну, но в апреле 1781 года маратхи его побили. Другой отряд, снова вышедший из Бомбея, 4 августа 1780 года занял Гвалиор и "выгнал на холод" раджу Махаджи Шинде, одного из регентов. Тот обиделся и начал партизанить, почто Хастингс наслал на него еще один отряд под командой майора Камака. В феврале 1781 года Камак побил Шинде у Сипри, тот отмстил ему у Сиронджа, но 24 апреля 1781 года британцы таки побили Махаджи у Дурдаха. Для окончательного сокрушения Шинде прибыл отряд полковника Мюррея, но ловкий раджа побил его 1 июля 1781 года.



Махаджи Шинде (кликабельно)

В общем, к маю 1781 года стороны устали и дышали тяжело, высунув языки. Поскольку об то же самое время британцы бились нинажисть еще и с Майсуром и французами, они решили пойти на мировую. 17 мая 1781 года был заключен Салбейский договор, по которому ОИК оставляла за собой Сальсетте, остальные захваченные территории вернули, а также признали Мадха Рао II пешвой и обязались не поддерживать Рагхунатха Рао. Взамен маратхи изгоняли французов и обещали помощь в войне с Майсуром. В общем, каждый что-то получил - что не помешало маратхам построить какие-то "столбы победы "и намалевать какие-то "фрески с унижениями англичан", провозгласив себя великими побивателями ОИК - на что некоторые "прогрессивные исторЕГи" до сих пор и ведутся...

Восток есть Восток, Бахадур-ОИК

Previous post Next post
Up