Кто кому Петрович - 7

Sep 25, 2019 01:01

Продан и обманутый

Турки, водворившиеся снова в Белградском пашалыке (княжество? какое княжество? райя вонючая!), вели себя как победители, причем не отягощенные христианской этикой вселенского гуманизма. Снова, как во временя янычарского бунта, "зондеркоманды" вычищали из сел "яйки, курки, млеки" и всё, чего широкая восточная душа пожелает. Потому и не удивительно, что "не прошло и года", как сербские руки потянулись к привычным уже за 10 лет Первого восстания ятаганам и пистолям. В сентябре 1814 года в Пожежской нахии вспыхнул стихийный бунт против турок, "наехавших" на хозяйство монастыря ТрАва, во главе которого встали местные "уважаемые люди" - Хаджи Продан Глигориевич, его брат Михаило, игумены Пайсие и Генадия, диакон Авакум. Программа и действия, на которые они толкали крестьян, были простые - "режь турков, пока не покраснеют!". Всех попадающихся по дороге мусульман (для сербов не существовало разницы между "османскими османами" и сербами, принявшими ислам - все они одинаково назывались "турки", как и босняки, кстати, до сих пор) убивали, и восстание захватило постепенно соседние нахии - Крагуевацкую и Ягодинскую.



Хаджи Продан Глигориевич

Для подавления бунта новый правитель Белграда Сулейман-паша решил использовать старое, как мир, ноу-хау - напустить на сербов серба. Во время Первого восстания бывший пастух Милош Теодорович, разбогатевший на скототорговле своего сводного брата Милана Обреновича, выдвинулся "в первые ряды", став одним из руководителей повстанцев. Но в 1810 году Караджордже из-за "разногласия по поводу одного места у блаженного Августина" убил Милана, и Милош унаследовал не только кровную месть (Балканы!), но и фамилию брата (вкупе с имуществом), превратившись в Милоша Обреновича. Месть, понятное дело, вещь для балканина святая, потому разосрались они с Караджордже в хлам - настолько, что в 1813 году турки, увидев, что Милош почти единственный из вожаков восстания не сбег в Австрию или в Россию, искренне ему поверили и сделали обер-кнезом Пожажским, Рудницким и Крагуевацким.



Милош Теодорович Обренович

По натуре Обренович был типичным балканцем - простой и веселый с простолюдинами (вельми его любившими), крутой с теми, в ком чувствовал соперничество, жадный, склонный к коррупции и кумовству, льстивый и угодливый к сильным, однако в глубине души обидчивый, коварный и терпеливый. Поскольку в двух нахиях из трех, ему подведомственных (Пожажской и Крагуевацкой), бушевал бунт, Сулейман-паша "предложил" ему "навести неконституционный порядок". Милош, торжественно изронивший при верных свидетелях слова "невовремя, неподготовленно, рано, глупо, дураки", выставил условие - полная амнистия всем, кроме братьев Глигориевичей. Паша согласился, и объединенные сербско-турецкие отряды быстро подавили бунт. Хаджи Продан и его брат сбежали за кордон в Австрию.


 

Диакон Авакум, святой мученик за веру в умершего еврея и его могила

Сулейман-паша, понятное дело, был подлый злодей, и по всем канонам жанра просто не мог слова сдержать (какой он после этого негодяй?). Из 300 захваченных в плен повстанцев часть он во главе с игуменом Пайсие казнил посажениями на кол "прямо там", а некоторых отослал в Стамбул. Там с пленниками решили сыграть в средневековье (а на дворе-то стоял XIX век, а султан Махмуд II заводил низам-и-джедид!) и предложили им перейти в ислам за помилование. Игумен Генадия и его сын (что? скрепы? какие скрепы? игумен, сын - плодитесь и размножайтесь, как завещал великий Б-г) Стоян тут же потурчились, обернувшись Мулой Салемом и Реджепом. Но диакон Авакум (в миру Лепойе Проданович) категорически отказался и, таким образом, принял мучительную смерть за веру - за что до сих пор и почитается святым мучеником Сербской православной церковью (день поминовения - 17 декабря по юлианскому календарю). Что чувствовал Милош Обренович - история умалчивает...

Сербиянские кровя

Previous post Next post
Up