Между чертом и шайтаном
После смерти Дьёрдя II Ракоци князем Трансильвании опять стал Акош Барчаи. Но править ему опять пришлось только год - в январе 1661 года бывшее войско Ракоци провозгласило князем полководца Яноша Кемени, участника похода в Польшу, долгое время проведшего затем в татарском плену. В августе 1661 года сторонникам Кемени удалось схватить Барчаи, и тот был убит по приказу нового князя. Естественно, такое развитие событий не понравилось османам, и уже 14 сентября протурецкая партия выбрала очередного претендента - захудалого дворянина Михая I Апафи (или Михая Апафи I), причем даже против его воли. Кемени обратился за поддержкой к Габсбургам, и в 1662 году австрийские войска вторглись в Трансильванию. Решающее сражение произошло 23 января 1662 года при Надь-Селлеше (Виноградов в Закарпатье), в котором Кемени был убит, а его сторонники потерпели поражение.
Князь Янош Кемени, убил и был убит
Новый князь был, по уже сложившейся традиции, протестантом, но главной его проблемой стала большая дань, наложеная на Трансильванию победившими османами. До кучи еще и турецкие войска болтались по княжеству туда и сюда, но, к счастью, это закончилось в 1664 году, когда после поражения при Сент-Готарде они заключили мир с австрийцами. Для выплаты дани пришлось поднимать налоги, что не способствовало всеобщему счастью и популярности самого Апафи. Да и сам Михай I не принадлежал к породе мужчин, называемых "орлами".
На его счастье он имел замечательную супругу, Анну Борнемисцу, которая не только его любила (когда Апафи попал в плен во время похода Ракоци на Польшу, Анна собрала 12 000 крон выкупа), но и была очень авторитетной, умной и хозяйственной женщиной (сохранились ее поваренная книга и опись хозяйственных расходов, ставшие весьма ценными источниками для изучения повседневной жизни венгерской знати XVII века). Борнемисца и держала в своих руках управление страной, пока у нее не появился ценный помощник.
Анна Борнемисца, энергичная жена вялого мужа
В 1670 году в габсбургской Венгрии случился так называемый "Заговор магнатов" (или заговор Зриньи-Франкопана) - часть хорватской и мадьярской знати попыталась восстать против императора Леопольда I и добиться независимости Венгерского королевства. Они искали поддержки во Франции и в Турции, но их планы были раскрыты, и участников заговора ждала жестокая расправа. Многие дворяне и простые участники смуты сбежали в Трансильванию, в том числе и Михай Телеки, бывший офицер в войсках Ракоци. Благодаря связям в среде бывших заговорщиков, которые почти сразу начали партизанскую войну в австрийской Венгрии (с 1672 года, положив начало движению куруцев), Телеки стал канцлером (главой внешних сношений) Трансильвании и вдохновителем внешней политики Михая I, направленной на поддержку куруцев.
В 1678 году события достигли кульминации - куруцы, державшие кусок Венгрии и рассчитывающие на помощь Франции и османов, провозгласили Телеки своим вождем, а Апафи объявил Хабсбургам войну. Правда, вконец потерявшие стыд и совесть османы поставили жесткое условие - все завоеванные земли безаговорочно присоединяются к Высокой Порте, и обсуждать тут нечего. Впрочем, обсуждать ничего и не пришлось - ни французы, ни поляки больших отрядов не прислали, и "великое куруце-франко-польско-трансильванское войско" при первых же движениях австрийской армии отступило в Трансильванию, а передравшиеся друг с другом вожди повстанцев "отказали в доверии" Телеки.
Михай I Апафи, у которого были жена и канцлер
Борнемисца и Телеки продолжали править страной от имени князя Михая, пока новые петурбации не случились в 1683 году. Османы пошли в "великий полумесяцовый поход" на Вену, сильно огребли под ней и очень далеко бежали потом. Апафи, который по замыслу турок должен был "стоять на стрёме" на переправах через Дунай, решил, что это совсем не его война, и впустил австрийские войска генерала Этторе Караффы в княжество - немцы расположили гарнизоны в Клаузенбурге, Германштадте и Дэве. В итоге по ряду договоров в 1686-1688 годов Хабсбурги были признаны сюзеренами княжества как короли Венгрии. Османам был дан полный "отлуп". В 1688 году умерла Анна Борнемисца, и Михай I впал в алкоголическую депрессию, вообще перестав обращать внимание на дела в государстве. 15 апреля 1690 года от такой жизни он и скончался в Фэгэраше всего-то в возрасте 57 лет...