Люди малообразованные и низкокультурные считают, что слово "гетера" обозначало древнегреческую проститутку. И пролетают примерно так же, как и с гейся. В профессиональные обязанности античных гетер не входило обязательство трахаться с любым, кто заплатит (для этого существовали собственно проститутки). Гетеры же долго обучались... быть равными мужчинам в беседе. Так уж оно было "гендерно вывихнуто", это древнегреческое общество - свободных женщин палкой гнали с мужской половины, и присутствовать на симпосиях (выпивонах после закусона) могли только гетеры. Которые должны были петь, танцевать и, собственно, поддерживать умную беседу. Нет, естественно, целомудрие они не хранили, и отнюдь не сами выбирали, с кем вступать в связь (до чего некоторые "прогрессивные историки" нынче договариваются...), но секс с гетерой - это был бонус, причем очень дорогой, не для каждого. Не говоря уже о постоянной связи... В общем, в античном обществе гетеры скорее выполняли роль нынешних звезд шоу-бизнеса - скорее уж так. А некоторые так тянули и на интеллектуальную элиту.
Топ-10 античных гетер (по хронологии)
1. Родопис. Рабыня из Фракии (о чем говорит ее имя), обученная на гетеру и привезенная в Навкратис - греческую колонию в Египте периода Саисской династии. Геродот бичует сарказмом своих современников, веривших в то, что пирамиду Микерина возвела на свои деньги гетера Родопис, и объясняет, что жила она при фараоне Амасисе (Яхмосе) II и даже умудрилась выскочить за него замуж. Правда, про замуж он, скорее всего, насвистел, ибо рассказал фольклорную сказку про потерянный сандаль по типу истории о Золушке. А еще Геродот же утверждал, что именно Родопис запудрила мозги Хараксу, брату поэтессы Сапфо, которая бранила его стихообразно за то, что выкупил гетеру Дориху, которая-де сосет из него кровь и деньги... Античная санта-барбара.
2. Аспасия. Рожденная в Милете, из-за превратностей судьбы вынуждена была перебраться в Афины. Тут она то ли стала, то ли всё-таки не стала гетерой - это могло быть простым обвинением ее политических противников. Ибо Аспасия вступила сперва в связь, а затем и в брак с самым авторитетным политиком Афин - Периклом из рода Алкмеонидов. Впрочем, хорошее образование она таки где-то получила, а для женщины-негетеры это в Древней Греции было ну очень сложно. Ломая шаблоны, присутствовала на симпосиях, которые сама же и собирала, приглашая поэтов, философов и прочих выдающихся людей - например, у нее бывал Сократ, который хотел послушать "чудо природы - умную женщину". Недоброжелатели (в основном Перикла) обвиняли ее в том, что это она на самом деле руководит Афинами, поработив мозг мужа, и даже пытались ее засудить (но муж вступился).
3. Фрина. На самом деле Мнесарета из города Феспии, а прозвище Фрина (Жаба), скорее всего, было чем-то вроде защиты от сглаза. Потому что вряд ли прозвали Жабой за внешность женщину, признанную эталоном красоты - Пракситель сваял с нее Афродиту Книдскую, а Апеллес написал Афродиту Анадиомену. Кстати, оба этих человека искусства были ее сожителями (сперва Пракситель, затем Апеллес). Про нее ходило много баек - что она спит только с теми мужиками, с которыми хочет, и царь Лидии заплатил неприподъемную кучу золота, а вот философу Диогену досталось бесплатно. Ну и знаменитая история о том, как Фрину попытался наказать суд присяжных за безбожие (якобы оклеветал ее отвергнутый поклонник) - но защитник взял да и стянул с нее платье, после чего судьи, поправив вывихнутые челюсти, постановили, что столь прекрасная женщина не может быть плохой.
4. Лаида Сицилийская. У Апеллеса были и другие натурщицы, помимо Фрины. Одной из них стала гетера Лаида (Лаиса), родом с Сицилии, соперница Фрины - о них даже ходили одинаковые анекдоты, например, про то, что Диогену она отдалась бесплатно, из чувства преклонения перед его мощным интеллектом (вот свезло этому древнему панку - сразу с двумя первыми красавицами...). Зато когда к ней пришел тощий и невзрачный, а еще и вредный оратор Демосфен с 1000 драхм (немалые бабки по тем временам), Лаида задрала цену до 10 000, и злобный краснобай ушел ни с чем. Затем, опять же по легенде, гетера связалась с каким-то фессалийцем (Гипполохом, или Гиппостратом), перебралась с ним в Фессалию, где зависливые бабища заманили ее в храм Афродиты и забили камнями.
5. Неэра. Эта гетера стала "эталоном жанра" после того, как знаменитый оратор Демосфен посвятил ей целую речь, где доказывал, что она, не будучи гражданкой Афин, вышла замуж за гражданина (некоего Стефана), и потому рожденная ими дочь не может быть жрицей (хотя была), да и сама она (дочь) такая же гетера и проститутка. Ну и "попутно" оратор разворачивает подробную картину жизни гетер и проституток в Афинах, обвиняя Неэру в том, что "вот она всем эти и промышляет" - отдается за деньги, содержит бордель и прочими "излишествами всякими нехорошими занимается". Как говорится, просвещенное человечество должно быть благодарно Неэре - не произнеси Демосфен сию речь, не было бы у нас такого подробного источника о жизни афинских гетер.
6. Таис. Или Таида. Этой гетере (опять-таки афинской - ну, где философия, где литература и искустства, там и образованные женщины, чего хотите) по жизни повезло, причем дважды. Сперва она влюбила в себя самого Александра МакедонскоВА, который сделал ее "походно-полевой женой". Именно на нее античные историки сваливают подстрекательство царя к поджогу Персеполя - афинянка-де отомстила за сожжение Афин Ксерксом... Да, тянет дешевой мелодрамой, потому хрен знает, скорее всего байки. Ну а после смерти Александра его "боевую подругу" подобрал друг-соратник Птолемей, который на ней даже "типа женился" (хотя сын Леонтиск от нее полноценным не считался). Ну и да, да, про нее написал свой самый известный роман отечественный литератор средней руки Иван Ефремов.
7. Никарета. Единственная в древнегреческом мире гетера, замеченная в склонности не к "культурному времяпрепровождению", а к философии и математике. Училась у известного философа и "человека-арифмометра" Стильпона из Мегар (то бишь, тоже жила в Мегарах). Диоген Лаэртский, оставивший о жизни античных "мудролюбов" столько же достоверных сведений, сколько и явных баек, настаивает, что Стильпон и Никарета были любовниками, хотя математик имел репутацию человека прямого и открытого, а также был женат.
8. Ламия Афинская. Если говорить просто о Ламии, то получится женщина-вампир (их боялись еще древние греки, да). Поэтому Ламия Афинская - гетера, ставшая подругой царя (просто царя не пойми чего - иногда Македонии, иногда "в изгнании") Деметрия Полиоркета. Начинала с низов - был флейтисткой, они сопровождали "настоящих гетер", аккомпанируя им на симпосиях, ну и за гораздо более скромное вознаграждение оказывали и сексуальные услуги. Сперва "отличилась" перед Птолемем Египетским. А Деметрий захватил ее во время сражения у Саламина (на Кипре), и она сперва развлекла его игрой на флейте, а потом "чисто как женщина понравилась, да". Афиняне ее ненавидели - на нее и на ее "коллегу" Леэну Деметрий тратил собираемые с города налоги, даже специальное святилище Артемиды построил. А вот пресмыкавшиеся перед царем фиванцы сами выстроили храм Афродиты Ламии.
9. Билистиха. Эта дама весьма загадочная - нет даже единства в том, где она родилась. Один хисторег пишет, что "из варваров", другой - что знатная уроженка Аргоса, третий - что македонянка. Но жизнь у нее удалась - став одной из многочисленных сожительниц царя Птолемея II, Билистиха добилась того, что "хахиль" сделал ее богиней и построил по всему Египту храмы Афродиты Билистихи. А еще она стала первой (вроде как) женщиной-олимпиоником, правя колесницей на играх в 268 году - видимо, с большим характером была женщина...
10. Елефантида. Эта дама, проживавшая в III веке до н.э. в Александрии, не была замечена в рядах каких-то легендарных красавиц или любовниц фараонов. Зато отличилась на "ниве сексуального просвещения", написав кучу "научпопа" стихами и прозой - практических руководств по занятию "излишествами всякими нехорошими". Также сочиняла на животрепещущие для женщин темы - аборты, контрацепция, косметика и шмотки. Сочинения пользовались популярностью - у императора Тиберия на Капри имелось ПСС, упоминаются писания Елефантиды и у Марциала в эпиграммах.