Песнь об их Сиде - 12

Jun 16, 2019 21:42

Битвы, победы и союзы

Естественно, что ал-Мурабитуны не собирались сидеть на попе ровно и прощать Сиду побитие себя и хозяйничание в Валенсии. Новые тучи "злобно сгнелись" осенью 1096 года, когда Абу Абдаллах Мухаммад снова собрал войско и подступил к южным границем владений Кампеадора - замку Пенья-Кадьелья. Пришлось дону Родриго слать за помощью к новому союзнику - королю Арагона Педро I. Который только что, 26 ноября 1096 года, завершил осаждать Уэску, отнятую у амира Сарагосы - по этому поводу часть арагонских рикос омбрес завоняли, что "караул устал". Но дон Педро и его брат инфант дон Альфонсо решили честно выполнять союзнические обязательства - оставив в Уэске большой гарнизон, с наиболее свежими отрядами отправились в Валенсию.



Король Педро I Арагонский (кликабельно)

Арагонцы пришли вовремя - объединившись с ними, Сид дошел до Пеньи-Кадьельи, обеспечил ее припасами, и решил вернуться в Валенсию по другой дороге, более безопасной. Однако Абу Абдаллах Мухаммад не захотел отпускать своего кровного врага и преградил ему дорогу у Байрена, получив подкрепления с моря. Тогда Кампеадор решился на сражение, атаковав мусульман "одним днем" января 1097 года. После упорного боя ал-Мурабитуны кинулись бежать, а арагонцы и валенсийцы их преследовали, заставив огромное число неприятелей утонуть в море и в водах реки Харако. После победы объединенное войско вернулось в Валенсию, а оттуда проследовало под замок Монторнес - Руй Диас помог уже королю вернуть эту поднявшую мятеж крепость. "Боевое братство" Арагона и Валенсии было скреплено кровью у Байрена и Монторнеса.

На фоне побед Педро I и Сида дела у "императора" Альфонса VI шли особенно неудачно - Юсуф ибн Ташфин таки высадился в Испании уже в четвертый раз, и в попытке отбить нападение его командира Мухаммада ибн ал-Хаджа на Толедо воинство короля было наголову разбито 15 августа 1097 года у Консуэгры. Невосполнимую утрату в этом сражении понес и Кампеадор - погиб посланный на помощь "сеньору" его единственный сын Диего Родригес. Победоносный ал-Хадж осадил Альфонса VI, укрывшегося в Консуэгре (но после 8 дней осады отошел восвояси), а к Толедо Юсуф отправил отряд под командой младшего сына Мухаммада ибн Аиши. Тот сперва разбил еще одну кастильскую рать под командой Альвара Аньеса у Куэнки, а потом решил вторгнуться в "княжество Валенсия".



Остатки замка в Консуэгре

Ибн Аише сопутствовал успех - возле Альсиры он встретил какой-то отряд валенсийцев (без Сида) и побил его, заставив бежать аж до стен Валенсии. После чего полководец ал-Мурабитунов счел, что достаточно испытывал судьбу, и ушел обратно в Мурсию, которой владел от имени отца. Так что Кампеадору оставалось лишь направить свой гнев на две всё еще мавританские крепости, каиды (коменданты) которых открыто помогали африканцам - Альменару и Мурвьедро. Первую Родриго взял после трехмесячной осады, дозволив гарнизону уйти в декабре 1097 года. А вот осада Мурвьедро затянулась, ибо мавры отбивались отчаянно, и Сид заключил с ними договор - ежели за месяц апрель 1098 года никто не придет к ним на помощь, тогда они сложат оружие.

Каид Мурвьедро написал всем, кому только смог - Альфонсу VI (формальному сеньору Валенсии), ал-Мустаину II Сарагосскому, Юсуфу ибн Ташфину, графу Барселонскому. У всех нашлись серьезные ответы: "император" заявил, что "уж лучше замком завладеет Диас, чем поганые мавры"; ал-Мустаин честно признался, что не верит, будто сможет побить Сида; что ответил амир ал-муслимин, неизвестно, и ответил ли вообще - он уже снова слинял в Африку, и вряд ли посланцы успели "метнуться" туда и обратно. Что-то сделать согласился лишь граф Барселоны - им был с прошлого года Рамон Беренгер III, сын Рамона Беренгера II Головы-из-Пакли, ибо "старый враг" Сида Беренгер Рамон II, обвиненный в убийстве брата, проиграл "божий суд", был смещен "императором" Альфонсом VI и отправлен в Палестину, отмаливать грехи в паломничестве, где и сгинул.



Рамон Беренгер III

Барселонец напал на Оропесу, чтобы отманить Руя Диаса от Мурвьедро, но Кампеадор просто послал ложного перебежчика, заявившего, что зима "князь Валенсии близко" - и каталонцы поспешили оставить Оропесу в покое. Однако мурвьедряне продолжади извиваться кольцами - сперва сказали, что не все гонцы еще возвернулись (отсрочка до 12 мая), потом обещали сдаться на Троицу (16 мая), затем сам Сид продлил срок до Иванова дня, но уже с условием, что все мусульмане с семьями уйдут из замка, куда хотят. Так что на Ивана Купала, 24 июня 1098 года, Мурвьедро капитулировал и оказался полностью в руках Родриго Диаса.

После этой победы дон Руй де Вивар решил заняться таки делами церковными - реформировал церковь Валенсии, отказавшись от "обрядовой мосарабщины" и испросив у архиепископа Толедо, бывшего монаха-клюнийца Бернара де Седирака, нового епископа - клюнийца же Иеронима, который и занял пост епископа Валенсии. Также после взятия Мурвьедро Сид приказал освятить бывшую главную мечеть, стоявшую пустой, превратив ее в кафедральный собор. Новое здание было торжественно передано в имущественное владение католической церкви, почто дон Родриго де Вивар собственноручно подписал грамоту ("принцепс Родерикус Кампидоктор"), в которой и сохранился для потомков его автограф.



Помятник королю Гарсии IV Рамиресу в Памплоне

Возросшие могущество и авторитет Эль Сида были закреплены браками двух его дочерей. Старшую Кристину выдали за дона Рамиро Санчеса, сеньора Монсона, внука короля Наварры Гарсии III (от бастарда Санчо Гарсеса) - их сын в 1134 году станет новым королем Наварры Гарсией IV Восстановителем, "вырвав родину из лап арагонских оккупантов". Еще более выгодную партию удалось сыскать для Марии - на ней женился граф Рамон Беренгер III, рассудивший после Оропесы, что с Сидом лучше породниться, чем продолжать воевать. Кристина умерла в 1105 (или 1107) году, успев родить мужу двух дочерей - Марию, будущую графиню Бесалу, и Химену, будущую графиню Осоны, Бесалу и де Фуа.

Медиум евум, Кампеадор

Previous post Next post
Up