Песнь об их Сиде - 9

Jun 05, 2019 00:21

Третья часть альморавидского балета

После победы над каталонцами в Теварском бору Кампеадор купался во власти и деньгах - Лерида, Тортоса и Дения платили ему 50 000 динаров в год, Сайта-Мария -10 000 динаров, Альпуэнте - 10 000, Мурвьедро - 8000, Сегорбе - 6000, Херика - 3000, Альменар - 3000, Лирия - 2000. Амир Валенсии ал-Кадир ежегодно раскошеливался на 52 000 динаров, и еще 5200 платил на содержание мосарабского епископа, которого арабы звали Сид ал-Матран, то бишь Господин Митрополит.



Мосарабская книжная миниатюра по мотивам Апокалипсиса (кликабельно)

Однако надо всей Испанией продолжали сгущаться темные тучи. Некоторые амиры, посмотрев вблизи на "освободителей с того берега", начали тайные переговоры с Альфонсом VI, желая вернуться под его протекторат. В ответ в 1090 году Юсуф ибн Ташфин высадился в Альхесирасе в третий раз. Полчища ал-Мурабитун осадили Толедо, но объединенные силы "императора" и короля Арагона Санчо Рамиреса смогли отстоять город, и тогда амир ал-муслимин повернул копья на "внутреннего врага" - с поддержкой партии исламистов (факихов, требовавших от амиров "жить по исламу", вернуться от "языческого процветания в правоверное мракобесие" и отменить не указаные в Коране налоги), он арестовал и сослал в Африку амиров Гранады и Малаги, присвоив их владения. Испуганные таким поворотом событий амиры Севильи и Бадахоса заперлись в своих столицах.

Тогда Юсуф стребовал с факихов фетву (постановление по вопросам богословия), которая снимала с него клятву защищать амиров ал-Андалуса и приравнивала их, как "впавших во грехи", к неверным, с которыми надо "биЦЦА". Получив желаемое, амир ал-муслимин снова со спокойным сердцем уплыл в Африку, оставиви войско во главе со своим двоюродным братом Сиром ибн Абу Бекром, который напал на владения амира Севильи и захватил Тарифу. Ал-Мутамид вынужден был уже открыто обратиться за помощью к Альфонсу VI, который собрал экстренный налог (в виде исключения заплатить пришлось даже знати - инфансонам), набрал войско и решил напасть... на Гранаду, естественно, рассчитывая на восстание сторонников свергнутого амира. Чтобы убить сразу двух зайцев - помирить супруга с Сидом и усилить его войско под Гранадой - королева Констанция Бургундская написала дону Родриго письмо, в котором просила помочь королю в походе.



Стена XI века в Гранаде

Послание от королевы застало Руя Диаса прямо на войне - он решил уже наказать амира Сарагосы ал-Мустаина II за Теварский бор и осаждал Лирию, которая была близка к тому, чтобы сдаться. Но как благородный кабальеро, Кампеадор тотчас же бросил всё и кинулся с ратью к Гранаде. Они встретились с Альфонсом VI под стенами города, и король принял выгнанного им во второй раз де Вивара "с большим почетом". Однако Гранада не сдалась, мятежа не случилось, и через 6 дней король двинулся обратно. А гнев за проваленный план сорвал привычно на Кампеадоре, придравшись к тому, что тот "ставит свои палатки перед королевскими" (дважды обвиненый в подвергании жизни Альфонса VI опасности, Диас теперь вставал лагерем между ним и маврами). Снова визг, писк, приступ негодудения и приказы арестовать Сида, который благоразумно укрылся в своем лагере, из которого, кстати, многие его "верные дружинники" дезертировали к королю. Наутро оба войска разошлись в разные стороны, и Руй поклялся себе, что "больше никогда".

А пока христиане "соединялись и разъединялись", ал-Мурабитун'ы, помимо Севильи, напали еще и на Кордову, которую захватили 26 марта 1091 года, убив ее правителя Фатх ал-Мамуна, сына амира ал-Мутамида. У него осталась вдова с детьми, которая сбежала к "императору", крестилась (с детьми) и сдала крепости Куэнка, Уклес и Консуэгра. Однако ал-Мурабитун'ы захватили всю оставшуюся таифу, крепко обложив Севилью. Король послал на помощь ей войско с Альваром Аньесом, но летом 1091 года оно было разбито у замка Альмодовар-дель-Рио. 7 сентября 1091 года Севилью взяли штурмом и ал-Мутамида утащили в плен в Африку. В ноябре сдалась Мурсия. Повсюду в ал-Андалусе торжествовал радикальный исламизм, возвращавший "расплодивших ересь искусств и наук всяких" мавритан во тьму "правильного ислама". Повсюду - кроме тех владений, которые подчинялись Эль Сиду...



Развалины замка Пенья-Кадьелья

Предвидя, что "скоро придут и за ним", Сид наконец решил-таки выстроить себе резиденцию в завоеванных землях. Он перестроил старый замок Пенья-Кадьелья (мавр. Беникадель), расположенный на одноименном горном хребте, прикрывавшим Валенсию с юга. Чтобы обезопасить свои позиции на севере, в 1091 году Руй Диас заключил мир и союз с амиром Сарагосы, а затем - с королем Санчо Рамиресом Арагонским. Однако первыми пришли не ал-Мурабитун'ы, а "заклятые друзья"  -  в 1092 году Альфонс VI задумал подчинить себе Левант, заставив тутошних амиров плОтить дань себе, а не какому-то "беглому преступнику". На помощь "императору" были призваны Санчо Арагонский, Беренгер Рамон II Барселонский, а также военные корабли из Генуи и Пизы. Кастильцы явились под стены Валенсии и потребовали от окрестных мусульман плОтить теперь королю, а не Сиду.

Однако "фокус не удАлся" - итальянцы запоздали вкупе с провиантом, который обещали привезти, и Альфонсу VI пришлось столкнуться с отсутствием жратвы, которое заставило его уйтить восвояси. Припоздавший флот генуепизанцев решил-таки сам напасть на Валенсию, но был с позором отбит. Тогда итальяны решили напасть с моря на Тортосу, которую с суши атаковали каталонцы и арагонцы (Санчо Рамирес искренне считал, что союз с Сидом тут не при чем - он же воюет не с ним, а с маврами погаными). Но и тут ничего не получилось. Оказалось, что волшебный секрет побивания сарацин Леванта знает только один человек - дон Родриго де Вивар. Который задумался над тем, как уже дать "адекватный ответ" действиям распоясавшегося "королька"...

Медиум евум, Кампеадор

Previous post Next post
Up