Песнь об их Сиде - 8

Jun 01, 2019 00:06

Те же грабли

Пока Кампеадор (которого арабоязычное население испанского Леванта уже начало называть то ли с почтением, то ли со страхом, а то ли и с тем, и с другим Эль Сид, то бишь Господин) нагонял страху на мавров вокруг Валенсии, другой капитан Альфонса VI, Гарсия Хименес, укрепился в замке Аледо и терроризировал оттуда набегами Севилью, побияя рати амира ал-Мутамида и посрамляя его в глазах его же подданных. Что и заставило этих подданных уже без ведома их повелителя собрать новое посольство из нескольких уважаемых людей (факихов - мусульманских богословов) и отправить его в Африку - просить амира-ал-муслимина Юсуфа ибн Ташфина снова привести рати его победоносных ал-Мурабитун и расточить вразей неверных Хименеса и Диаса. "Так совпало", что вскоре после своих факихов приплыл сам амир Севильи, побияя себя в грудь и прося предводителя правоверных о том же самом. В итоге Юсуф дал им всем слово, что "он бибек", причем в самое ближайшее время. И выполнил свое обещание летом 1088 года, высадившись с новой бещисленной ратью, объединившись с отрядами амиров Севильи, Гранады, Малаги, Альмерии и Мурсии и осадив Аледо.



Замок Аледо

В лагере осаждавших единства не было - ал-Мутасим Альмерийский настраивал Юсуфа против ал-Мутамида Севильского, а тот, в свою очередь, сцепился с ибн Рашиком Мурсийским, так что их конфликт вынужден был разбирать сам амир ал-муслимин, выдавший мурсийца "головой" его сопернику. Но сие решение не понравилось воинам из Мурсии, и они разбежались. В это самое время пришли вести о том, что Альфонс VI собрал войско и двинулся освобождать свой замок. Сие было правдой - король выступил, а также послал Кампеадору в Валенсии приказ идти с ним на соединение в Вильену и ждать там. Однако затем "император" передумал и пошел к Аледо другой дорогой, не озаботившись предупредить Диаса (который об этом попросил заранее письменно). При приближении кастильцев Юсуф, не доверяя своим ал-андалуским союзникам, ушел сперва к Лорке, а затем в Альмерию. Гарсия Хименес даже смог выскочить из замка и побить арьергард отступавших мусульман. Аледо был спасен, мавры посрамлены.

А где же был Сид? Напрасно прождав у Вильены, он, узнав об освобождении Аледо, распустил войско и вернулся назад, в Валенсию. Чем вызвал новый приступ гнева "императора", разжигаемого "небображевателями" - на сей раз Руй Диас, обвиненный в "покушении на жизнь короля" (бросил его без подмоги посреди полчищ мавритан!), не просто был изгнан, а всё его имущество конфисковано, но еще и жена, донья Химена, с тремя детьми была кинута в узилище. Правда, остыв и немного подумав, Альфонс VI чуть позже отпустил жену и детей к мужу и отцу, но слушать оправдания дона Родриго отказался категорически - как и дозволять ему обратиться в суд с жалобой на несправедливое обвинение. Кампеадор снова оказался никто, и звать никак - расхрабрившийся после "великой победы" над самим амиром ал-муслимин "император", видимо, счел, что более не нуждается в его крепкой руке и мудрых мозгах. А хуже всего было то, что Юсуф ибн Ташфин уплыл обратно в Африку, но оставил большое войско, целью которого было "раз с Аледо сразу не получилось - возьмемся за Сида".



Снова один против всех...

В этой ситуации у Руя Диаса оставалось то, что он держал в руках - дружина и завоевания в Леванте, которые Альфонс VI при всем своем желании забрать у него не мог, ибо с самого начала владел ими только через Сида. Правда, мавры, узнав о ссоре Диаса с королем, решили, что могут танцевать в коридоре, и даже неблагодарный ал-Кадир в Валенсии перестал платить "подарки". Но продлилось всё это до первого загона под лавку - весной 1089 года Кампеадор напал на амира Лериды ал-Мунзира, своего старого врага, и "принудил к миру". Этого известия оказалось достаточно, чтобы спровоцировать цепную реакцию - ал-Кадир поспешил вернуть свою "дружбу и подарки" Сиду, а вслед за ним также поступили снова было вставшие на хвост и переставшие подчиняться амиру каиды крепостей. Так что спустя год после вторичного изгнания Руй Диас вернул себе то положение, которое занимал в Леванте - вот только он перестал быть вассалом короля и его наместником, а стал "сам по себе полевым командиром", собирающим дань с окрестных мавританских правителей. Так что даже ал-Мурабитуны остерегались выполнять свое обещание нападать на него...

Впрочем, один злобствующий недовольный остался - ал-Мунзир продолжал втайне желать смерти Кампеадору и пытался сколотить против него "широкую лигу" из короля Арагона Санчо Рамиреса, графа Урхеля Эрменгола V эль де Молеруссы и графа Барселоны Беренгера Рамона II. Осторожные арагонец и урхелец отказались, но Братоубийца, старый недруг Сида, не смог отказать себе в удовольствии. Каталонец, в свою очередь, уболтал на союз ал-Мустаина II, амира Сарагосы, сына бывшего сюзерена Сида, и вдвоем они даже пытались уговорить присоединиться к ним Альфонса VI - но тот не поддался, ибо своих внутренних негодяев щемить это одно, а нападать на них в союзе с иностранными иноземцами вообще другое, и "люди не поймут". Тем не менее, Беренгер Рамон II, ал-Мустаин и ал-Мунзир собрали нещислимые рати, с которыми и намеревались напасть на Кампеадора.



Эль Сид фан-арт (кликабельно)

Превосходящего в силах противника Руй Диас встретил летом 1090 года в узком ущелье, в сосновом бору Тевар (место точно не определено, "где-то между Каталонией и Валенсией"...). Союзники как-то не решались атаковать его на сильной позиции, и завязался обмен посланиями - амир Сарагосы сообщал, что "вышел против старого друга без желания, но граф Барселоны настроен биЦЦА" (на что Сид иронично ответил "путь ЭТОТ бьеЦЦА", и попросил показать ответ Братоубийце), а Беренгер Рамон II пытался выманить Диаса в атаку в стиле "чо, не пацан?" (на что получил ответ в духе "а сам чо?"). Тогда каталонец решил "сыграть рыцаря" - "типа оскорбившись" на насмешки в письме Кампеадора амиру Сарагосы, он послал вызов на поединок "пошли к нам сюда рать на рать!", на что получил ответ "иди сюда сам - тут и получишь".

В итоге де Вивар решил притвориться, будто уходит из ущелья назад, чтобы граф разделил войско и отправил отряды к каждому из трех выходов из ущелья. Каталонцы клюнули, послали отряды и попали в засады. Но одновременно и Беренгер Рамон II обманул Сида - ночью послал отряд на соседнюю с лагерем врага возвышенность и атаковал оттуда внезапно. Одновременно сам граф пошел в атаку с фронта. Завязалось побоище, Кампеадора даже свалили с коня, и он был, судя по всему, серьезно ранен. Однако его люди смогли отмахаться, а потом перешли в атаку, опрокинув каталонцев и захватив в плен самого Беренгера Рамона II и "многих других знатных сеньоров". Именно в сражении в Теварском бору, как утверждают легенды, Сид заполучил принадлежащий графу меч Колада, который стал с тех пор "его лично любимым". Возможно, это был единственный выкуп - посоветовавшись с дружиной, Руй Диас отпустил всех каталонцев "безвозмездно, то естьдаром", после чего униженный Беренгер Рамон II отказался от союза с ал-Мунзиром (который, кстати, с горя вскоре помер) и передал право сбора дани с его таиф (Лерида,Тортоса и Дения) Сиду. Легче всех отделался ал-Мустаин II, тихо вернувшийся в Сарагосу и сидевший там смирно.

Медиум евум, Кампеадор

Previous post Next post
Up