А нас Орда - 23 (и это финал)

May 09, 2019 00:17

Угроки истерии

В 1475 году в Крыму началась большая разборка - хана Менгли I Герая в очередной раз свергли, на сей раз младший брат Хайдар (Айдер). Ахмат Больше-Ордынский решил, что это весьма удачный повод вмешаться, вбежал внутрь полуострова с войском и воссадил на престол в 1476 году своего племянника Джанибека, сына Махмуд-хана. Султан так возгордился "деланием Орды великой опять", что направил турецкому "коллеге" Мехмеду II Фатиху нагловатое послание (названное ярлыком - то есть письмом от вышестоящего нижестоящему), в котором милостиво разрешал тому "дружить с собою дальше и дарить дары". Однако радость была недолгой - Джанибек "продался Москве" и сбежал туда весной 1477 года, свергнутый Нур-Девлетом. Правда, очередный "кырым-хан" согласился признавать Ахмата сюзереном, но в 1478 году пришли турки с Менгли I Гераем и выгнали всех нафиг.



Мехмед II Фатих

Итак, с Крымом снова не вышло, и Ахмат решил вернуться к "плану А" - нагнуть непокорных московитов. Парадокс, но история России настолько любима и изучена своими историками, что они до сих пор спорят, с которого года Иван III забил платить выход в Орду - с 1472-го (хан на переговорах говорил про "девятый год неуплаты") или 1476-го (когда пред послом Бучуком был торжественно изорван ярлык)? В общем, несколько лет хан терпеливо ждал, когда сложится удачная внешнеполитическая конъюнктура, и дождался - в 1480 году Ливонский орден набежал на Псков (уже давно подчинявшийся Москве), против великого князя взбунтовались его младшие братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, а Казимир IV пообещал прислать подмогу. Ахмат собрал какое только мог воинство (до сих пор неизвестной нам численности) и отправился на Москву.

Рассказывать, как с 8 октября по 11 ноября 1480 года на реке Угре стояли две рати, смыла нет - этот сюжет "бахато" описан в исторической литературе. Подлый Иван III не стал биЦЦа, аки честный пацан - он наслал на Казимира IV крымского хана Менгли Герая, а на пустую после сбора войска Большую Орду - "диверсионный отряд" князя Василия Ноздроватого-Звенигородского. Князья Борис и Андрей предали "великое антирусское дело", помирились с братом и притекли со своим дружинами на Угру. Переговоры провалились, и рати просто разбежались в разные стороны - московская, естественно, "сманеврировала по оси снабжения для занятия наиболее выгодного стратегического положения ради продолжения обороны", а Ахмат, конечно же, "трусливо сбежал". Ура-ура, "подлое иго" было сброшено, ордынский выход можно было честно зажулить в казну и называть себя "царем всея Руси"...



Иван III, за жестокость прозванный Васильевичем

Случившееся как-то подломило хана - он распустил всё войско и придворных, оставшись в ставке с небольшим отрядом телохранителей, и принялся ждать незнамо чего. Оно и пригряло - 6 января 1481 года сибирский хан Ибак вкупе с ногайскими биями Мусой и Ямгурчи всего с 1000 воинов напали на ставку, перебили техохранителей и убили Ахмата. Его бекляр[и]бек Тимур-[из рода]-Мангыт схватил старших сыновей убитого, Муртазу и Саид-Ахмада II, и сбежал с ними в Крым, отдавшись на милость Менгли Герая. В Большой Орде не осталось хана, и в 1482 году им сам себя провозгласил младший сын Ахмата, Шейх-Ахмад. В 1485 году из Крыма, где царевичей держали в почетном плену, сбежал Cаид-Ахмад II, и с помощью Тимура-Мангыта тоже крикнул себя в ханы Большой Орды.

Но биться с братом не стал, сосредоточившись сперва "на кошках" - в 1485/1486 году они с Мангытом напали на Крым и освободили Муртазу, который... тоже провозгласил себя ханом. Так что в Большой Орде заимелось сразу целых три правителя, и чтобы не вдаваться в мелкие детали, соседи стали их всех звать "Ахматовы дети". В 1486 году Муртаза попытался договориться с Иваном III и Нур-Девлетом (который прекрасно жил в Москве и заделался в ханы Касимова) свергнуть Менгли Герая, но потерпел неудачу в переговорах, так что Саид-Ахмад II его покинул, перебежав к Шейх-Ахмаду. В 1480 году они двое вкупе с астраханским ханом Абд ал-Керимом напали на причерноморские владения Менгли Герая, однако тот напустил на них "ручного" Ивана III, а тот - своих "ручных" казанского и касимовского ханов, так что пришлось еще и ноги уносить.



Монета хана Менгли I Герая

Поражение двух из трех "Ахматовых детей" натолкнуло ногаев на мысль набежать в 1493 году на Новый Сарай и поставить там ханом всё того же Ибака Сибирского (ака Тюменского) - удалось, но на вельми короткий срок, ибо письменная похвальба "султана на час" дошла до Ивана III уже тогда, когда "детяхмато-астраханские" выгнали понабежавших. Шейх-Ахмад решил "проблему устранить в корне" и жениться на дочери бия Мусы, однако собственные амиры его не поняли и свергли всё в том же 1493 году, отдав столицу Муртазе. Но через год, в 1494-м, ногаи помогли своему новому родственнику отогнать брата за Терек. Так что на время ситуация более-менее устаканилась - до 1501 года.

В этом году сильная засуха в Поволжье погнала подданных Шейх-Ахмада в Причерноморье, где бдительно стояли злобные крымляне. К брату присоединился Саид-Ахмад II, и они дошли до места, где в Дон впадает река Сосна, там их встретил Менгли Герай. Войска стояли друг против друга до тех пор, пока братья не поссорились, и Cаид-Ахмад II ушел в Хаджи-Тархан. Но на замену ему прискакали ногаи, и крымский хан запросил помощи у верного друга Ивана III - который тут же собрал войско... и никуда не пошел, поведя себя так, будто хотел сказать "да поубивайте друг друга побольше, морды ордынския, мне только в радость". Менгли Герай убег в Крым, а Шейх-Ахмад расхрабрился, отъелся в степях и кинулся на Литву - пожег Рыльск, Новгород-Северский и стал требовать у великого князя Александра Ягеллончика передать ему Киев, куда он посадит князей Глинских - они-де "свои в доску", потому что родом от Мамая... К слову, тут же виляя хвостами прискакали гонцы от Ивана III и предложили "царю ордынскому" союз и дружбу...



Печать князя Александра Ягеллончика (вельми кликабельно)

Однако то, что казалось деланием Орды великой опять, на самом деле оказалось похоронным маршем - засуха пришла и в Приднепровье, люди Шейх-Ахмада разбегались, и в 1502 году Менгли Герай практически без сопротивления выгнал его в Хаджи-Тархан, дошел до Нового Сарая, сжег и развалил его так, что город сей остался лежать в руинище, после чего хвастливо отписал Ивану III, что теперь он, Менгли I, "повелитель Великого Улуса". Титул сей и правда остался с той поры за крымскими ханами, территорию Большой Орды поделили Крым, Казань и Хаджи-Тархан, а "дети Ахматовы" еще долго бегали по степям, пытаясь продать свои пустые титулы и происхождение подороже - Шейх-Ахмед умер в 1528 году в Хаджи-Тархане, Муртаза "кажется был еще жив" в 1514 году на Тереке (тогда его младшего брата Хаджике часть кочевников пытались крикнуть в ханы уже не существовавшей Орды), Саид-Ахмад II так и исчез из истории после своего бегства с Дона...

История Улуса Джучи, ака Орды, торжественно закончилась... И ежели я еще раз поведусь на нытье тех, кто канючит "про историе Россие", а потом никуя не просматривает и не лайкает сериЯл - позор мне!..

Восток есть Восток, Орда

Previous post Next post
Up