Кумовья св. Бартелеми - 2

Apr 24, 2019 22:20

Окончательное Дрё

Новому королю Карлу IX, следующему после Франциска II сыну Генриха II, было всего 10 лет, так что регентом Франции стала его мать Екатерина [Мария Ромола ди Лоренцо] де Медичи. Этой женщине принято приписывать всё то нехорошее, что с успехом (дурное дело - нехитрое) отыскивали в сочинениях Макьявелли - в некоторых бульварных книжонках и сериальчиках она вообще виновна в смерти мужа и всех сыновей, а еще кучи народа, которых травит ядами и натравливает друг на друга в ночь св. Бартелеми... Ну, на самом деле даже если бы она с утра до вечера раздавала булки детям и деньги нищим, ее всё равно обвинили бы во всех смертных грехах, ибо она была: 1) иностранка-итальянка; 2) властная и влиятельная женщина; 3) не примыкала ни к одной политической партии - так что "огребала" и от католиков, и от гугенотов. Как и ее доверенный помощник, канцлер франции и лидер партии "политиков" (умеренных католиков) Мишель де Л'Опиталь. Ведь любой "форумный боец" знает, что больше, чем "ватникам" и "вышиватникам" в укросрачах достается тем, кто пытается объяснить тем и другим, как глубоко они шизанулись...


 

Екатерина де Медичи и Мишель де Л'Опиталь

Первый удар по гидре разраставшегося религиозного противостояния "политики" нанесли 30 июля 1561 года года - был опубликован эдикт (личный указ) Карла IX, который отменял казни за исповедование религии, отличной от католицизма, а также объявлялась амнистия по всем ранее вынесенным приговорам, связанным с преследованиями протестантов. Затем королева-мать собрала 7 января 1562 года в замке Сен-Жермен "совет из главных и самых именитых правителей и советников суверенных дворов", который совместно с королевским советом обсуждал меры для погашения в стране религиозной розни и установления мира и порядка. В итоге 17 января был опубликован Сен-Жерменский эдикт, по условиям которого гугенотам разрешалось проводить свои богослужения либо в частных домах, либо за чертой городов. Взамен протестанты должны были вернуть ранее захваченные церкви (а они таки да, их захватывали "в местах компактного проживания" и превращали в свои молельные дома) и присягнуть в том, что будут выполнять условия эдикта.

Естественно, "такая фигня "не удовлетворила никого. Понимаете, в чем дело (и чего никогда не понимали историки-мраксисты), религиозные войны ведут не для завоевания "немножко земли и кое-каких профитов прав" - их целью всегда было обустройство "царство Б-га на земли", и победителю нужно было всё (или ничего), ведь нельзя же "немного кое в чем следовать б-жьим заповедям"... Посему католики сказали "сука, прогнулась перед еретиками!", а гугеноты - "сука, торгуется с Б-гом!". Парижский парламент (верховный суд), который должен был зарегистрировать эдикт, чтобы тот стал законом, категорически отказался это делать (столица королевства была центром католических ультрас). Так что обе стороны продолжали "точить ножи, сушить порох и ссыпать ягоды в ягодицы". Нужна была только искра - и Меченый ее высек...



Та самая рига в Васси (в ней теперь музей)

1 марта 1562 года Франсуа де Гиз "сотоварищи" возвращался из Жуанвиля, где посещал свою матушку - Антуанетту де Бурбон-Вандом, вдовствующую герцогиню. В городке Васси, прямо посередь своих владений, Меченый захотел отстоять мессу. Но оказалось, что рядом, в каменной риге (помещении для сушки и обмолота зерновых) собрались на моление примерно 1000 гугенотов. Законопослушный герцог возмутился столь наглым нарушением Сен-Жерменского эдикта - убирайтесь за стены города, еретики! Далее показания сторон навсегда расходятся - по версии де Гиза, он пытался "воззвать к разуму и закону", но получил от наглых гугенотов камнем в морду, а на его спутников напали с оружием в руках. Протестанты утверждают, что "гизары" просто налетели с оружием в руках на мирно молящихся в риге жителей. В общем, случилась "Резня в Васси" - примерно 50 гугенотов погибли (по другим данным - 74, среди них 24 женщины), и еще около 100 получили ранения. Из свиты герцога было ранено 12 человек.

При известии об этом событии по городам юга Франции, где противостояние католиков с гугенотами было наиболее острым, прокатилась волна антипротестантских погромов - Осер, Авиньон, Каркассон, Кагор, Орильяк. В ответ адмирал де Колиньи и принц де Конде начали формировать наемные отряды и стягивать их "по дороге на Париж". Под предлогом "защиты короля" герцог де Гиз с армией (коннетабль Франции Анн де Монморанси привел к нему 3000 дворян, а прево купцов Парижа предложил 2 млн экю, чтобы нанять 20 000 человек) оккупировал Фонтенбло, где располагался двор, и либо убедил, либо заставил королеву-мать встать на свою сторону - Сен-Жерменский эдикт был отменен. В стране началась 1-я гугенотская (она же религиозная) война...


 

Коннетабль Анн де Монморанси и граф де МонтгомерИ

Антуан Наваррский и его брат кардинал де Бурбон предпочли остаться в лагере католиков (короля достала религиозно озабоченная жена, к тому же он не горел желанием помирать за принципы Кальвина), так что гугенотов возглавили Луи де Конде и адмирал Гаспар де Колиньи. 2 апреля 1562 года принц во главе своих сторонников занял Орлеан. Помимо большинства городов на юге Франции, гугеноты смогли поставить под контроль такие крупные города на востоке и северо-востоке, как Тур, Блуа, Анже, Ле-Ман, Гавр, Дьеп, Кан и Руан. Королева Англии Елизавета I Тюдор и лютеранские князья Германии поддержали "братьев по вере" материально. Католические соседи тоже не остались в стороне, поддержав Гизов и королеву-мать - король Филипп II фон Хабсбург послал 4000 испанцев в Бордо и 3000 итальянцев в Лион, а также согласился выплачивать 50 000 экю в месяц для оплаты 5500 немецких наемников. 100 000 экю дала Венецианская республика, столько же - герцог Флоренции Козимо I де Медичи.

Главнокомандующим армией Екатерина сделала не Франсуа де Гиза, а Антуана де Бурбона - супруг самой ярой фанатички-кальвинистки явно не был сторонником "резни до конца" и вполне мог склонить противника к миру. 28 сентября католическое войско осадило Руан - нужно было покончить с гнездом мятежа в Нормандии, чтобы избежать войны на два фронта. К тому же гугенотами тут командовал Габриэль де Лорж, граф де МонтгомерИ (эту фамилию у нас знают как шотландскую, с ударением на второй слог, но она разделилась еще в XI веке, и предки де Лоржа остались в Нормандии) - человек, который хоть и случайно, но убил на турнире короля Генриха II (а в протестантизм он ударился потом - возможно, что из-за чувства вины, да), чего королева-мать не собиралась ему прощать. Осада продлилась до 26 октября 1562 года и стала примечательна тем, что король Антуан Наваррский получил пулю, отчего спустя короткое время скончался 16 октября 1562 года - новым королем Наварры стал его сын Генрих III де Бурбон (которому было всего 9 лет). В итоге город капитулировал, а де Монтгомери сбежал на галере в Англию.



Битва у Дрё (кликабельно)

Сопротивление Руана дало время принцу Конде собрать армию - 8500 пехотинцев и 4500 кавалеристов, с которыми в декабре 1562 года он двинулся на Гавр. Коннетабль де Монморанси (в силу своего чина он возглавлял войска - даже маршалы Франции ему подчинялись, в том числе Жак д'Альбон, сеньор де Сент-Андре) преградил ему путь с 16 500 пехотинцев и 2500 кавалеристов у города Дрё, где и состоялось 19 декабря 1562 года единственное сражение 1-й гугенотской войны. Несмотря на полуторный перевес католической армии, баталия вышла упорной и кровопролитной. На первом этапе гугенотская дворянская кавалерия опрокинуло левое крыло неприятеля и ворвалась в обоз, захватив коннетабля в плен. Впрочем, швейцарские наемники в центре устояли, отбившись от ландскнехтов хотя и ценой больших потерь.

Гугеноты. вернувшиеся в центр, атаковали неуступчивых "детей гор" жандармами (тяжелой латной кавалерией) и таки опрокинули - впору было уже петь победные гимны с псалмами. Кавалеристы де Конде оставляют поле боя и идут грабить вражеский обоз. Это позволяет де Гизу и маршалу де Сент-Андре собрать свою кавалерию и напасть на гугенотскую пехоту, которая в панике разбегается. В порядке смогла отступить только конница, которой даже удалось убить маршала - но принц де Конде умудряется в этот момент попасть в плен к католикам. Последнюю попытку переиграть исход сражения делает адмирал де Колиньи, собирая 1000 кавалеристов и атакуя пехотный полк де Гиза, но тот отбивает врага залпами аркебуз. Гугеноты оступают, поле боя остается за католиками. Потери с обоих сторон тяжелы и практически равны - 4000 убитых у католической армии, 3000 убитых и 1500 пленных у протестантской.


 

Маршал де Сент-Андре и сеньор д'Андело

Сложилась парадоксальная ситуация - оба главнокомандующих противостоящими ратями попали в плен. Адмирал де Колиньи возглавил гугенотские войска и увел их в Орлеан. Оставшийся во главе полков после смерти маршала де Сент-Андре герцог де Гиз принял пост главнокомандующего и в самом конце 1562 года осадил Орлеан, который остался оборонять Франсуа де Колиньи, сеньор д'Андело, младший брат адмирала. Осада шла ни шатко, ни валко, покуда 18 февраля 1563 года не случилось громкого убийства (первого. но далеко не последнего в начавшейся эпохе) - некий дворянин из Ангумуа, Жан де Польтро, сеньор де Мере, считавшийся шпионом Франсуа де Гиза, оказался на самом деле гугенотом и шпионом адмирала де Колиньи. Выполняя приказ "настоящего босса", де Мере выстрелом из аркебузы в спину из кустов смертельно ранит Меченого, который умрет 24 февраля.

Казнь де Польтро 18 марта в Париже на Гревской площади ничего не изменила - католическая армия осталась без командующего, "ястреб" Франсуа де Гиз был мертв, деньги заканчивались, общественное мнение с обоих сторон насытилось "ужасами Дрё". Уже на следующий день, 19 марта 1563 года, в Амбуазе был подписан мирный договор, по условиям которого стороны "разменивались главнокомандующими", а также восстанавливалось действие Сен-Жерменского эдикта. 1-я гугенотская война завершилась тем, что ни одно из существовавших до нее противоречий не было преодолено...

Гугеноты, век шестьнадесятый

Previous post Next post
Up