Генерал и его лабиринты

Mar 29, 2015 11:37

Либертадетство, либертаотрочество и либертаюность
Не знаю, печему это не педалируется по обе стороны океана, но семья Болибаров (именно так!) по происхождению баскская, из Бискайи, там до сих пор имеется муниципалитет Сиортоса-Болибар ("по-оккупантски" - Сенарруса-Пуэбла-де-Боливар), откуда в XVI веке предки "Семёна" отправились искать счастье и удачу в Новый Свет. В 1589 году Симон Болибар Старший прибыл в Каракас (которому тогда было всего 30 лет отроду) и пустил там корни (вниз) и крону (вверх), породив Симона Болибара Младшего и далее по длинной цепочке. Звуки "б", "в" и "у" тогда в испанском языке были "плавающими", и фамилию бывших басков можно было произносить и как Болибар, и как Воливар, и даже как Уолиуар, но "окостенение" испанской грамматики к XVIII веку оставило ни на что не похожий вариант Боливар.
Семейство принадлежало к пенкам и сливкам колониального общества генерал-капитанства Венесуэлы - "мантуанской знати". Город Мантуя тут был совсем не при делах, словечко это возникло в 1752 году, в одном местном документе, который предписывал, что "мантую" (то бишь мантию) могут носить только белые женщины испанского происхождения, а никак не цветные и не черные. Таковых во всем Каракасе, кстати, набиралось не более 100 семейств.




Папа Боливар и мама Боливар, породители либертадорианства приличные вроде с виду люди

Папа, Хуан Висенте де Боливар и Понте Андрада, помимо несщислимых богатств, сделал и карьеру, занимая посты вице-губернатора, коррехидора и кабо милитар (гражданский и военный глава города) Ла Виктории, имел чин полковника, командуя батальоном местного ополчения. Для поднятия солидности в собственных глазах купил права на титулы маркиза де Сан-Луиса и виконта де Кокороте, но злобная испанская тирания титулы сии не утвердила, почто Боливар-отец даже слегка бросился в революцию, написав несколько пылких писем в 1782 году скитавшемуся по эмиграциям Миранде (впрочем, ряд "пытливых исследователей" настаивают, что это подделка для "притягивания" папы Боливара к "эль революсьён"). Мама Мария де ла Консепсьон Паласиос де Агирре и Аристисия Сохо и Бланко вообще была местная "пребелая кость", ее семья претендовала на родство с одним из основателей Каракаса Франсиско Инфанте.
Однако материнской ласки и отцовской трепки юному Симону, появившемуся на свет 23 июля 1783 года, много не досталось - в 1786 году умирает отец, а в 1792, когда мальчику было всего 9 лет - мать. Кстати, всему миру известно только его неблагородное укороченное имя, почти кличка, потому что при рождении мальчика назвали Симон Хосе Антонио де ла Сантиссима Тринидад де ла Консепсьон Боливар и Паласиос Понте и Бланко. После смерти родителей мальчик "пошел по рукам" родни - дед Фелисиано Паласиос "спихнул" его на дядю Эстебана Паласиоса, но тот "уехал в Испании", и племянник достался другому дяде, Карлосу Паласиосу, человеку, не обремененному вежливостью и манерами, который к тому же часто уезжал в имения "по делам", так что юный Симон Хосе Антонио рос "сам по себе", воспитываемый дворней и кем придется. Старшая сестра Мария Антония (всего у Боливаров было две девочки и два мальчика, причем де лаСантиссима Тринидад де ла Консепсьон был самым младшим) хотела забрать его к себе и даже судилась с дядей, утверждая, что подобрала ребенка на улице, где он шатался "как босяк", но суровый дон Карлос племянника (на самом деле право распоряжаться его состоянием до совершеннолетия) отсудил и отобрал. После чего оболтус был определен в Эскуэлу Публику (государственную школу) Каракаса, чтобы уже чему-то научился.



Семёну - семнадцать

Школа была так себе, учился юный Симон тоже так себе, а нанятый учитель Симон Родригес, которого так любят боливарианцы, потому что он был "за Руссо и освобождение угнетенных", быстро свалил из Венесуэлы, чтобы его за его любовь не подцепили за жабры местные "обскуранты и ретрограды". Так что какое-то образование вообще вьюнош начал получать только после перехода в Академию математики, где, например, слушал лекции известного тогда среди Венесуэлы философа, поэта и филолога Андреса Бельо Лопеса. Но, видать, и этого для приличий не хватало, так что в 15 лет суровый дядя услал его уже с глаз долой нафиг в Мадрид - доучиваться. Что делать молодому богатому оболтусу студенту в столице Испании без родных и друзей? Правильно - жениться. В 17 лет Боливар влюбился в Антонию Хосефу Марию Тересу Родригес дель Торо Аяса Хоакина. Ну тут опять было всё довольно просто - ее семья была тоже из Каракаса, хотя сама Антония родилась в Мадриде, а познакомил их, судя по всему, ее двоюродный брат Франсиско Хосе Родригес дель Торро, ставший близким другом Симону. Кстати, она была на два года старше, и хотя приняла его предложение в 1800 (когда Симон уже достиг совершеннолетия и получил наследство), поженились они лишь в 1802, уговорив папу Бернардо Родригеса дель Торро.



Вот как-то так они ее в своей Венесуэле изображают, да больно, ИМХО, смахивает на что-то неотентичное...

Летом 1802 года молодая чета перебралась в Венесуэлу, но через 8 месяцев случилась беда - Антония заболела лихорадкой и умерла 22 января 1803 года. Симон пережил ее смерть как свой личный конец света, бился в конвульсиях, депрессиях и прочих печалях с меланхолиями, в итоге чего сделал две судьбоносные вещи - дал торжественный обет никогда более не жениться и уехал в Европу "разгонять тоску". Некоторые "боливарианские историки" всерьез настаивают на том, что психоизменения в душе Боливара отвратили его от женщин (ну, не до конца, а в смысле серьезных отношений), и он "освободившуюся энергию" смог направить на революцию...

Семён Б.

Previous post Next post
Up