Семеро звездунов
К 1550-м годам во Франции подросло поколение поэтов, недовольных повальным клеманмаронизмом и галантной пошлятиной. Они обчитались итальянских возрожденцев о великом предназначении поэзии и поэтов - служение идеалу Красоты и Высокого Искусства + постоянный упорный труд. А красоту, высокое и труд они видели лично для себя в миссии "очищения" французского языка и разработке стройной литературной системы, в основу каковой должны были лечь шедевры античности.
Пьер Ронсар - гипергигант французской Плеяды
Наиболее талантливым и известным среди них, возвышаясь, аки Эверест над Джомолунгмой, был Пьер Ронсар (1524-1585), подвизавшийся последовательно при дворах Франциска I, королевы Шотландии Марии де Гиз и Карла IX. Именно он собрал под свое крыло и своим авторитетом группу поэтов, которые сперва назвали себя (внимание! абсолютно серьезно!) Бригада... Но потом им это название показалось каким-то несолидным (кто им сказал? нет, кто?), и в 1553 году Ронсар придумал новый ник - Плеяда, ибо так в III веке до н.э. называли себя семеро поэтов Александрийской школы, намекая на самое яркое скопление звезд на небосклоне. Как и звезд, и александрийцев, участников Плеяды насчитывалось семеро. Помимо Ронсара, это были:
- Жоашен дю Белле (1522-1560), дворянин, отказавшийся после знакомства с Ронсаром от духовной карьеры и посвятивший себя литературе (и дипломатии - чтобы кормиться). Автор прекрасных сонетов;
- Жак Пелетье дю Ман (1517-1582), теоретик литературы и крупный математик. Помимо научно-филологических трудов, много переводил из античной классики, писал любовную лирику, перевел "Поэтическое искусство" Горация, а потом написал свое "Французское поэтическое искусство";
- Жан Антуан де Баиф (1532-1589), известный музыкант и композитор, основатель Академии музыки, придворный поэт и плодовитый автор, творивший в самых разнообразных жанрах - любовном, анакреотическом, дидактическом и пр.;
- Понтюс де Тиар (1521-1605), священник, автор витиеватых стихотворений и философских диалогов. В 1562 году отказался от поэзии и сосредоточился на церковной карьере, став епископом Шалона и написуя проповеди и богоугодные сочинения;
- Этьен Жодель, буржуа из Парижа (1532-1573), посвятивший себя Мельпомене - он стал известен как устроитель придворных маскарадов и зрелищ, а также как драматург и режиссер. Написал две популярные пьесы (трагедию "Плененная Клеопатра" и комедию "Эжен"), а также одну непопулярную (трагедию "Дидона, жертвующая собой");
- Жан Бастье де Ля Перюз (1529-1554) - поэт и драматург, сочинивший трагедию "Медея", за что получил прозвище Французский Еврипид. Рано умер - всего в 25 лет.
Жоашен дю Белле и Жан Антуан де Баиф
Понтюс де Тиар и Этьен Жодель
Поскольку Плеяд обязательно должно было всегда быть семь, после смерти или ухода от дел одного из них подбиралась замена:
- Реми Белло (1533-1577) - заменил умершего Ля Перюза. Буржуа довольно скромного происхождения, играл в постановке "Клеопатры" Жоделя, затем служил в кавалерии маркиза д'Эльбёфа, после чего стал воспитателей его детей. Автор переводов из античной литературы многоразнообразных стихотворений, самыи известными из которых стали поэмы с говорящими названиями - "Пасторальная поэма" и "Любовь и новые превращения драгоценных камней";
- Гийом Дезотель (1529-1580) - заменил Этьена Жоделя (хотя некоторые утверждают обратное - это его-де в 1553 году заменил Жодель). Уроженец и обитатель Бургундии, автор всякоразных поэтических сочинений;
- Жан Дора (псевдоним - настоящая фамилия Динеманди, 1508-1588) - преподаватель, профессор греческого языка, учитель де Баифа и Ронсара, "духовный отец" Плеяды, которого Ронсар под старость официально уломал заменить умершего Пелетье дю Мана. Автор переводов, од и стихов на религиозные темы, а также филологических сочинений.
Реми Белло, Гийом Дезотель и Жан Дора
Всех этих людей объединало одно стремление - очистить французский язык от поганой клеманмаронщины и создать Высокое Искусство. А инструментом для этого они видели выпрямление и исправление грубостей языка и литературы с помощью античных (и итальянских, как прямых наследников латыни) образцов. Но они оставались патриотами Франции и не забывали пинать и другой фронт, гоня в шеи авторов-латинистов и схоластиков. Разнообразные баллады, рондо, вирелэ и прочие формы от высоких риториков (кроме послания, которое полюбилось и авторам Плеяды) предавались анафеме, а в поэтический обиход вводились эклоги, элегии, оды, сатиры, эпиграммы, гимны, трагедии и эпические поэмы, а также сонеты - самая популярная стихотворная форма у Ронсара и его соратников, которые все как на подбор были ревностными петраркистами. Язык участников Плеяды уснащали неологизмы и выправленные синтаксические конструкции (математик Пелетье дю Ман даже носился с идеей реформы орфографии, чтобы изгнать из французского все эти ужасные непроизносимые и искажающие речь дифтонги). Наиболее полно сия доктрина была изложена в написанном дю Белле (с явной помощью Ронсара) трактате "Защита и прославление французского языка" (1549).
Собственно говоря, Франция во многом именно поэтам Плеяды обязана рождением ее современного литературного языка... Хотя поэтами, чьи сочинения смогли пережить века и остаться в золотом фонде мировой литературы, среди них были лишь Ронсар и, возможно, дю Белле. Установленные ими стандарты и правила господствовали в литературе почти сто последующих лет. Перетекая из Ренессанса в маньеризм и барокко, французская литература продолжала равняться на античные образцы.