Строитель фаланг - 7

Apr 01, 2019 22:14

Под ор ораторов - 2

Разгромив фокидян на Крокусовом поле и встав "во главу угла" Фессалийского союза, Филипп II задумал вторгнуться в Среднюю Грецию - дойти до Фокиды, или даже до Афин. Для обоих этих намерений сперва нужно было пройти пресловутый Фермопильский проход. Но избранный фокидянами стратегом-автократором вместо убитого брата Фаилл смог в короткие сроки собрать новую армию, и в этом ему помогли союзники - 2000 ферских изгнанников во главе с Ликофроном II, 2000 ахеян, 1000 лакедемонян. Сильнее всех напряглись Афины - заправлявший в народном собрании демагог ("говорящий за народ" - популярный на данный момент политический лидер, который может продавливать в собрании свои решения с помощью сторонников) Евбул[ос] вынул из госказны аж 200 талантов и снарядил на них 5000 пехотинцев, 400 всадников и корабли, которые доставили сию рать под командой стратега Навсикл[ес]а под Фермопилы. Поглядев в августе 352 года, как союзная рать заслонила перед ним проход, македонский царь решил не косплеить Хашаяршу (Ксеркса), заваливая Фермопилы трупами, и предпочел уйти обратно на родину.



Фермопильский проход

Тем  более и дома было чем заняться - в конце 352 года к царю обратились участники коалиции, воевавшие с Керсоблептом во Фракии, полисы Перинф, Византий и фракиец Амадок II. Они осадили союзника Афин в крепости Герайон-Тейхос на берегу Пропонтиды (Мраморного моря) и пригласили Филиппа II поучаствовать в "добивании", что тот и сделал. Афиняне поначалу забоялись мощного византийского флота и не стали помогать союзнику, но в сентябре 351 года прошел слух, что македонянин заболел и умер, что радостные жители Аттики и решили отпраздновать посылкой в Пропонтиду стратега Харидем[ос]а, правда, всего с 10 кораблями и пятью талантами денег. Но они не успели - в ноябре 351 года Филипп II, который был жив-здоров, принудил Герайон-Тейхос к капитуляции, взял в заложники сына Керсоблепта, а вместо умершего Амадока II посадил на его трон сына Тереса III. Фракия была усмирена.

Затем царь "предпринял попытку похода против Олинфа" - увы, но кроме этой фразы из речей Демосфена известно лишь еще одно глухое упоминание из другого источника, что "царь отправил вождям народного собрания Олинфа суровое предупреждение". Чем всё это было вызвано и чем закончилось - великое ХЗ. Ясно лишь, что вождя антимакедонской партии Аполлонид[ес]а из Олинфа изгнали (он укрылся в Афинах), а "промакедоняне" Ласфен[ес] и Евфикрат[ес] заняли высокие посты гиппархов (начальников конницы).



Монета царя Александра I Эпирского

Затем царю пришлось снова обратиться к западным границам. Подробности опять неизвестны - в 351-350 годах Филипп II "подчинил своей власти пеонийцев и иллирийцев", а также Эпир. Царь молоссов Арриб, дядя жены македонянина Олимпиады, видимо, "повел себя строптиво" и был наказан - его победили, заставили перестать чеканить собственную монету и разрешить обращение у себя македонской, а также провозгласить царем Александра I, сына своего умершего старшего брата Неоптолема I, самому же остаться регентом до его совершеннолетия. А чтобы с мальчиком 12-ти лет ничего не случилось, Филипп II забрал его с собой и, по настойчивым слухам "небображелателей" (типа историков Феопомпа и Юстина), сделал своим любовником, дабы тот был покорен "либо из чувства стыда, либо из благодарности".

Именно в это время в Афинах Евбула начинает затмевать новая "восходящая звезда" - не слишком удачливый судебный оратор Демосфен перешел на политическую тематику, подался в демагоги и произнес в народном собрании в 351 году свою первую гневную речь против "козней" Филиппа II (позднее весь цикл этих речей назовут "Филиппиками"), принесшую ему первую популярность. Правда, его предложение отказаться от наемников и сформировать постоянную армию из афинских граждан отклонили ввиду его дороговизны. Остальные же крупные полисы ДревнОгреции по уши увязли в 3-й священной войне - беотяне дважды вторгались в Фокиду, но оба раза терпели поражения от Фалек[ос]а, сына Ономарха, который после смерти дяди Фаилла в 352 году (от болезни) стал новым стратегом-автократором. Но ресурсы даже сокровищницы храма в Дельфах истощились, к тому же Фалек оттолкнул от себя Афины, вмешавшись в гражданскую войну на Евбее на стороне противников Аттики - и к фокидянам в 348 году пришел и уселся у ворот пушистый писец... В общем, всем было не до Филиппа II.



Развалины древнего Олинфа

Так что никто не мешал царю закончить с Олинфом. Несмотря на недавний госпереворот, строптивцы снова "повернули против", приютив в городе трех врагов македонянина - его единокровных братьев, сыновей Аминты III от Гигеи Менелая и Арридея (третьего брата Архелая Филипп II казнил, как только взошел на престол), а также Махата, сына Дерды II Элимейского и брата самой первой жены царя Филы. Этим предлогом и воспользовались македоняне, когда осенью 349 года вторглись на Халкидику. Сперва Филипп II захватил и разрушил Стагиры, Стратоникея, Аканф, Аполлония и Аретуса сдались без боя, после чего был осажден Олинф. Олинфяне послали за помощью в Афины, однако Евбул не хотел рисковать - и тогда слово взял Демосфен, произнесший аж целых две подряд "Олинфских речи", после чего "тронутые словом" соотечественники послали на Халкидику 30 кораблей, 2000 пельтастов и стратега Хареса. Но эти войска Филиппа II там уже не нашли...

Удар в спину нанесли непокорные фессалияне - в Феры прокрался изгнанный ранее тиран Пифолаос и возмутил сограждан, потребовавших вернуть им гавань Пагасы и вывести македонские войска из Магнесии, а также прекративших платить налоги в казну Фессалийского союза. Филипп II метнулся в Фессалию, выгнал Пифолаоса и усмирил Феры, после чего осенью 348 года вернулся осаждать Олинф - а Харес оттуда уже уплыл (гном за домом - дом за гномом...). Тогда афиняне предписали следовать на помощь халкидянам стратега Харидема, базировавшегося на Херсонесе Фракийском (Галлиполи) с 30 кораблями, 4000 наемных пельтастов и 150 всадниками. Но ни Харидем, ни 10 000 ополченцев Халкидского союза не смогли помешать Филиппу II захватить Торону и Мекиберну (гавань Олинфа), что отрезало снова осажденную столицу врага от подкреплений и подвоз припасов.



Демосфен - враг номер один

Олинфяне снова запросили подмоги у афинян, и Демосфен толкнул свою третью "Олинфскую речь", после чего на Халкидику снова выслали Хареса с 17 кораблями, 2000 пехотинцев и 300 всадников (а Харидема отозвали). Но из-за противных северных ветров сей отряд опоздал - в августе (или в сентябре) 348 года Олинф пал. То ли подкупив своих сторонников Ласфена и Евфикрата, то ли с "непервого раза" взяв город штурмом, македоняне устроили резню, после которой полис сравняли с землей. а уцелевших жителей отправили работать на рудники и в поля - рабами. Афинян, оказавшихся в Олинфе, взяли в плен и увели в Пеллу. Халкидский союз, попивший столько крови македонских царей за последние 100-150 лет, был уничтожен и как военная сила, и как экономический конкурент.

Онтичность, Филиппос

Previous post Next post
Up