Ужас и погром
Как бы сильно люди ни любили себя, еще сильнее они всегда ненавидят других. И потому маска Капитана в Италии стала вездесущей - в каждом уважающем себя городе и театре дель арте имелся свой вариант. Ну а два великих писателя, Теофиль Готье и Рафаэль Сабатини, прославили его в веках, сделав главным героем популярных романов...
Практически в готовом виде персонаж этот содержался в самой популярной комедии Тита Макция Плавта, еще сильно древнеримского комедиографа - "Хвастливый воин" (Miles gloriosus), главный герой которой Пиргополиник (Башнеградопобедитель) наводит ужас своими рассказами о собственной силе, доблести, бесстрашии, кровожадности и беспощадности, но отчаянно трусит, когда встречает малейший намек на отпор. Эта пьеса и этот образ стали сильно популярны среди комедиографов Ренессанса - по извечному презрению людей образованных к людям военным.
Но чтобы сойти в широкие народные массы, требовалась конъюнктура рынка. И она возникла как раз в XVI-XVII веке, когда половина Италии (Неаполь, Миланское герцогство, Сицилия) была прямо оккупирована испанскими войсками, а другая половина (кроме, разве, Венеции) лебезила и виляла хвостом перед грозными терсьос. Именно тогда итальянцев стали "непадеццки" раздражать испанские солдаты - заносчивые, надменные, грубые, скандальные. Ну а вместе с ненавистью пришла и сатира.
Так и появился [Эль] Капитан. Собственно, только это воинское звание объединяло многочисленных персонажей, носивших разные имена. Самой древней, как принято считать, является маска Капитана Матамороса, появившаяся в Болонье - этот воин носил испанское прозвище (Убийца мавров), под которым орудовали банды "народной самообороны", очищавшие Испанию от марранов и морисков в XVI веке. И уже он имел все атрибуты постоянного персонажа - хвастливость, грозный и пышный внешний вид, карикатурных размеров шпагу, громкий голос и цветистую речь, уснащаемую испанскими словами, а также слабость к женскому полу и трусость, из-за которой остальные персонажи (в основном дзанни) над ним издевались.
В разных городах Италии на основе Матамороса появились похожие персонажи - капитаны Фракассо (Грохот), Риночеронте (Носорог), Спеццафере (Ломатель мечей), Сангре-и-Фуэго (Кровь и Пламя), Родомонте, Кардоне, Жангурголо, Пасквариелло, Пасквино, Мео Сквакваре. Были даже довольно своеобразные и необычные характеры - например, в Генуе актер и драматург Франческо Андреини создал Капитана Спавенто (Ужас), который был своего рода доном Кихотом - меланхоличным мечтателем, начитанным, умным и, в принципе, человеком безвредным, стойко сносящим удары судьбы в виде колотушек и издевательств от окружающих.
Франческо Андреини и Карло Гольдони
Другой популярной разновидностью Капитана стал Скарамучча, постоянный персонаж южного состава дзанни (то есть, переместившийся из господ в слуги), любимец южных итальянцев. Он уже совсем не испанец (в Неаполитанском королевстве и на Сицилии, принадлежавших Испании, за такие намеки сурово наказывали), а иногда даже и не военный - а просто хвастливый и наглый забияка, поджимающий хвост, когда доходит до перспективы реальной драки. В роли Скарамуччи в XVIII веке отметился даже знаменитый драматург из Венеции Карло Гольдони.
Этому персонажу особенно повезло во Франции - там он превратился в Скарамуша, ловкого пройдоху и шута, увековеченного пером англо-итальянца Рафаэля Сабатини в романе под собственным именем. Ну а еще одна перекочевавшая во Францию маска, Капитана Фракасса, ныне памятна всем такой, какой изобразил ее в своем лучшем произведении (тоже романе) Теофиль Готье. Ну и уж чтобы закончить о французских вариантах, надо упомянуть маску Криспена - придуманного чисто во Франции в XVII веке писателем Полем Скарроном персонажа хитрого, но неуклюжего слуги, основанного на образе Скарамуша.