Поскольку Падуя административно и территориально входила в состав Венецианской республики (Светлейшей Сеньории), то коллективы, подражавшие труппе Рудзанте, появились первыми именно там - к тому же венецианский карнавал, главное время театральных представлений, был самым известным и грандиозным. В Венеции сделали последний шаг от того, чем занимался Беолько (чьи актеры играли по написанному тексту), до собственно театра масок - ввели принцип сценической импровизации в рамках заданного персонажа-маски. Отныне актер, дебютировавший в одном из амплуа, оставался в нем (в большинстве случаев) до конца своей сценической карьеры - и носил одну и ту же маску, причем даже старясь и переходя в категорию возрастных ролей, оставался в образе. Так появились старики Леандро, Труффальдино или даже Арлекино (хотя по логике им бы всем делаться Докторами или Панталоне).
Маски XVI века
Тогда же, во второй половине XVI века, сложилась и типичная структура труппы с постоянным (более менее) набором масок-амплуа. Всё персонажи делились на две группы - слуги и господа. К господам относились влюбленные (первый любовник, второй, первая любовница и пр.) и комические старики. Влюбленным маски не полагались, они, напротив, должны были радовать в основном свежими и красивыми лицами, хотя, конечно, и среди них появлялись свои таланты и виртуозы. Они нужны были в каждом спектакле для сердечных переживаний и интриги - слуги им обычно помогали преодолевать препятствия на пути друг к другу. Старики же, как и слуги, носили маски, ибо бОльшая их часть как раз из состарившихся слуг и составлялась - так, что в итоге сами комические старики стали особыми масками.
Однако главными персонажами, двигателями интриги, авторами трюков-лацци и любимцами публики были слуги, носившие, согласно венецианскому диалекту, распространенное в простонародье имя - дзанни (в обычном итальянском - джанни, иваны). Первоначально это вообще был отдельный персонаж (он же маска) - слуга Дзанни, получивший имя от известного актера Альберто Населли (или Гавацци), выступавшего под псевдонимом Дзан Ганасса. Однако со временем появились второй слуга, потом служанка - и так дзанни превратились в целую группу персонажей. В целом классический венецианский, он же северный, расклад дзанни выглядел так:
- Бригелла - первый слуга, умный, но злой и вредный;
- Арлекино - второй слуга, глупый простак, лентяй и обжора, попадающий в переделки;
- Коломбина - сперва просто служанка-деревенщина, затем ловкая субретка;
- Панталоне - комический старик, глупый и скупой;
- Доктор - псевдоученый болван.
Формально Панталоне и Доктор относились к господам, как и пары любовников, но, как уже было сказано, носили маски. Как и Капитан - хвастливый, но трусливый вояка, появившийся в итальянском театре как жесткий шарж на испанцев, оккупировавших половину страны. И если дзанни говорили, в отличие от господ, на региональном (чаще всего бергамском, наиболее забавлявшем венецианцев) диалекте, то Капитан неизменно уснащал речь испанскими словечками.
Собирательный образ испанского военного в Италии XVII века
Однако популярность театра масок вскоре перешагнула границы Венецианской республики, а поскольку региональные отличия играли в нем важную роль, то в каждой области появлялись свои постоянные персонажи - например, в Пьемонте были глупые и болтливые крестьяне Джироламо и Джандуя, в Риме - простолюдин Мео-Патака, во Флоренции - Стентерелло и пр. А в Неаполе классический дель арте вообще развился настолько, что появился свой, южный расклад дзанни:
- Ковьелло - первый слуга, хитрый и ловкий малый;
- Пульчинелла - второй слуга, глупый (но иногда и хитрый) слуга, обжора и скандалист;
- Тарталья - судья, либо чиновник, глупый и недалекий, отличительная черта - заика;
- Скарамучча - персонаж, творчески развитый на основе Капитана, хвастун, забияка и трус.
В общем, масок развелось превеликое множество, и потому имеет смысл рассказывать о каждой из них (с ее вариантами) отдельно...