Строитель фаланг - 5

Mar 24, 2019 00:01

Идет война Священная...

К моменту захвата Мефоны Филипп II и Афины находились в положении двух боксеров, один из которых чувствует прилив сил от адреналина, проведя несколько удачных ударов, а другой чувствует, что уже поплыл... Однако именно в это время на ринг выскочила целая куча бойцов, начавших всеобщий махач, в который попали и два наших поединщика - началась 3-я священная война...



Храм Аполлона в Дельфах - всё, что осталось

Самым известным древнОгреческим святилищем был оракул Аполлона в Дельфах. Чтобы голос бога не вещал в пользу исключительно того места, где он находился, охрану и обеспечение деятельности святилища брали на себя амфиктионы (соседи) - участники союза государств, сперва расположенных по соседству, а потом и довольно далеких, но тоже согласившихся за преференции и плюшки участвовать в складчине. Союз, защищавший оракул в Дельфах, назывался Дельфийской амфиктионией (были и другие, охранявшие прочие святилища), и в середине IV века до н.э. в нем состояло 24 государства, в том числе такие влиятельные, как Фессалийский союз, Афины и Беотийский союз. Религиозные споры между собой амфиктионы решали третейским судом на совете амфиктионии, заседания которого происходили два раза в год.

В 356 году фивяне решили, что они самые умные, и решили через амфиктионию нажать на своих соседей, Фокидский союз (объединение небольших полисов промежду Беотией и Локридой), которые, с точки зрения беотийцев. стали "отбиваться от рук". Хотя на самом деле целились не в маломощных и никому не нужных фокидян, а в Спарту - именно лакедемонян обвинили представители Фив в святотатстве, когда "во времена оны" (еще лет 30 тому назад) те захватили Кадмею, священную цитадель Фив, и "осквернили" ее. Фивянам надо было наехать на спартян "со священной стороны", ибо после сражения у Мантинеи они лишились Епаминонда и возможности наезжать с помощью войска. Амфиктионы присудили Спарте штраф "с процентами за все годы", а заодно впаяли штрафы и некоторым фокидянам, у которых тоже нашли "святотатство" - они-де пасли своих коз с баранами на земле, посвященной богам, а это "страшное табу".



Фокида и ее соседи (мега-тыц)

Об ту пору самым уважаемым и богатым фокидянином был уроженец города Ледоны Филомел[ас]. Поскольку он же возглавлял антифиванскую партию, то толкнул речь на всесоюзном собрании в Давлиде, что "это они не отдельных наших сограждан обижают - это они весь наш союз обижают, не проявляя к нему уважения". Фокидяне не отрицали проступка - их разозлил размер штрафов, которые могли многих из них пустить по миру. Так что собрание признало решение амфиктионов незаконным, послало его на фиг и выбрало Филомела стратегом-автократором - становившимся на время войны единолично (вместо обычных пяти) вождем союза. Помощником его стал брат Ономарх[ос].

Филомел предложил простой и бесстыдный план - никто не ждет от фокидян еще бОльших святотатств, но чего стесняться? Надо набежать на Дельфы, где веками складировались "подарки" от отдельных лиц и целых полисов из драгметаллов и прочих ценностей, захватить сокровища и пустить их на наем огромной армии, которой можно будет отмахаться от всегреческого ополчения, которое, конечно, тут же набежит на защиту "божественного места". Самым трудном в стартапе было найти первоначальный капитал - и за ним Филомел смотался в Спарту, где начал уламывать царя Архидам[ос]а III также послать эти гадские штрафы нафиг и вступить в оборонительный союз. Царь вступать погодил, но одарил фокидянина 15 талантами серебра, на которые Филомел и Ономарх смогли нанять отряд, присоединив к которому 1000 соотечественников-ополченцев летом 356 года захватили Дельфы неожиданным нападением. Автократор торжественно обещал сокровищницу не трогать, а "всего лишь" обложил дельфян налогами.



Царь Архидам III, щедро раздающий таланты

Амфиктионы "как-то растерялися" - ополчение смогли быстро собрать только локры (диковатое и бедное племя, считавшееся "почти варварским"), но их Филомел сумел побить в битве у Федриадских скал (вообще, у Филомела и его преемников неожиданно вскрылись военные таланты - война стала звездным часом Фокиды, никогда ни до, ни после того ничем особо не "блестевшей"). Однако же война супротив святотатцев была объявлена осенью 256 года на очередном совете амфиктионии - да не простая, а священная, участвовать в которой, помимо амфиктионов, должен был любой уважающий богов древнОгрек (таковых за всю историю до сих пор объявлялось всего две, дофига лет тому назад). Супротив Фокиды "подписались", помимо локров, Беотийский союз, Фессалийский союз и Дорида.

Беда у всех коалиций одна - у них каждое колесо в телеге крутится по-своему. Пока амфиктионы собирали воинства, Филомел таки наложил лапу на сокровища, объяснив, что клялся не трогать сокровищницу, а не то, что внутри нее (российские йуризды бледнеют от зависти), и набрал 10 000 наемников, с которыми весной 355 года выдал фантастическую кампанию: ворвался в Локриду и побил там аборигенов, потом вздул беотийский авангард до подхода основных сил, после чего метнулся снова в Локриду и побил там 6000 фессалийцев. Также фокидяне заключили союзы со Спартой и Афинами, которым хотелось "добить в танце" Беотию, для чего хорош был любой повод, хотя бы и святотатства фокидян.



Кампания 355 года (тыц)

Однако затем вступили в дело нещислимые (12 000 человек) основные рати беотийцев. Филомел долго пытался их переманеврировать, но в итоге осенью 355 года возле Неон (или Тифореи) уже знакомый нам "друг сердешный филиппов" фивянин Паммен разбил фокидян, и их вождь с отчаяния покончил с собой, кинувшись со скалы... И зря - потому что ставший после его смерти стратегом-автократором Ономарх сумел увести амию в Фокиду, обложил налогом "олигархов" (а несогласных с ним вообще кОзнил с конфискацией имуществ), еще глубже запустил руку в сокровища оракула и выдал на гора новую несметную рать наемников, будучи к следующему году готов снова драться супротив всех амфиктионов.

Поражение же фессалийцев имело самые роковые последствия для всех еллинов - воодушевленные позором своих врагов, тираны Фер, братья Тисифон[ос] и Ликофрон II, присоединились к союзу Фокиды, Спарты и Афин. Это, в свою очередь, побудило враждующий с ними фессалийцев вспомнить. кто заключал с ними союз и брал жену из Лариссы (кто забыл - это был Филипп II Македонский!), и послать к нему за помощью - нефиг там где-то с какими-то варварами колошматиться, иди и защищай нас и всю Елладу, отец родной!..

Онтичность, Филиппос

Previous post Next post
Up