Перекрестный отец: Урус-шайтаны
Великий князь в 1252-1263 годах Александр Ярославич [Якобы-]Невский (какового прозвища он при жизни никогда не носил - и никому при ней же в голову не приходило его так называть) сумел предвосхитить генетический подвиг имени монаха Менделя, только не с горохом, а с собственными детьми. Самый старший его сын Василий (получивший после смерти отца Новгород) и самый младший Даниил (для которого от Владимирского княжества "отломили" самый занюханный городишко - Москву) получились "никакие", то есть серые в полосочку, обычные туповатые зауряды. Второй сын Дмитрий (ему досталась отцовская вотчина - Переяславль-Залесский) впитал в себя от папки всё самое положительное - рассудительность, энергичность, сообразительность, то бишь вышел "беленьким с пухом". Зато третий сын Андрей (ему от Суздальского княжества "откроили" Городец) "вывалился" черным, аки сажа - мстительный, злопамятный, завистливый и коварный... Так что когда в 1276 году умер их самый младший дядя Василий Ярославич, и владимирский стол в соответствии с древним рюриковичским "лествичным правом" перешел к самому старшему его племяннику Дмитрию (ибо Василий Александрович скончался еще в 1271 году, и его удел перешел к Дмитрию), мира и покоя на землях Северо-Восточной Руси ждать было смешно и глупо.
Открывай, урус, хозяина пришел!
Андрей Городецкий, наряду с некоторыми другими князьями (Белозерским, Ростовским и Ярославским) участвовал в 1277 году в походе Менгу-Тимура на ясов и сожжении их города Дедяков. Видимо, тогда хан с Александровичем и подружился, ибо когда в 1281 году Андрей вдруг приехал в Орду, то без труда выпросил себе ярлык на Владимирское княжество при живом брате, да еще получил войско во главе с тёмниками (десятитысячниками) Кавдыгаем и Алчедаем. Соединившись со своими сторонниками - Федором Ярославским, Константином Ростовским и Михаилом Стародубским - князь Городецкий сжег Переяславль и оккупировал Владимир. Дмитрий без сопротивления сбежал в новгородские земли (заперся в крепости Копорье). Ордынцы пограбили Муромское, Переяславское, Юрьевское и Суздальское княжества.
Однако, как уже было сказано в предыдущих сериях, в 1282 году хан Менгу-Тимур умер. Завещания он не оставил, наследника не назначил (хотя сыновей было много). На власть в Улусе претендовали младший брат покойного Туда-Менгу (уже "в третий раз кандидат") и племянник Тула-Буга, сын Тарбу. Сил у их сторонников было примерно поровну, и потому, чтобы не рубиться во чистом поле, решили передать вопрос на суд уважаемому и авторитетному человеку - бекляр[и]беку Ногаю, который вернулся из своей опалы в столицу Сарай-Берке. Он хорошо знал Тула-Бугу, вместе с которым ходил в походы в Литву, Венгрию и Польшу. Но поддержал неожиданно для многих Туда-Менгу - который и стал вторым ханом Орды.
Воспользовался сменой власти в Улусе и Дмитрий Александрович - собрав войско, он вернулся во Владимир и выгнал оттуда Андрея. Князь Городецкий снова побежал в Орду и побил челом уже новому хану, который дал ему новых темников Алына и Тура-Тимура, каковые снова разграбили суздальские земли. И тогда Дмитрий сделал ход конем - обратился к Ногаю с просьбой стать судьей в их с Андреем споре. Бекляр[и]бек встал на сторону старшего брата, и в 1283 году владимирский стол вернулся ко князю Переяславскому, а Андрей и Туда-Менгу вынуждены были утереться (в 1284 году младший брат даже ходил со старшим в поход на отколовшийся Новгород). Правда, в 1285 году какой-то "царевич Елторай" из Орды (с согласия ли Туда-Менгу - великое ХЗ, но судя по отсутствию официальной реакции, вряд ли) разорял мордву, Муром и Рязань, и Андрей было кинулся ему "на помочь", но Дмитрий с войском так быстро выдвинулся вперед, что ордынцы предпочли сбечь, а князь укрылся в Городце, хотя многие его бояре попали в плен к "владимирским".
Из-за всего этого между ханом и Ногаем начались трения. Но Туда-Менгу не обладал авторитетом и силой характера ни своего соперника, ни покойного старшего брата. Бекляр[и]бек поддержал Тула-Бугу, который вместе с родным и двоюродными братьями (Кунчеком и Алгуем c Тогрулом, сыновьями Менгу-Тимура) совершил первый в истории Улуса пронунсиаменто - в 1287 году под предлогом того, что хан-де забросил дела и предается исключительно религиозным "подвигам", отстранил его от власти и заставил отречься от престола. Третьим ханом Орды стал Тула-Буга, а Туда-Менгу поселили под арест в дальних покоях дворца, где тот скончался спустя два года.
Монета хана Тула-Буги
Ногай решил "отпраздновать" новое ханство своего очередного "подопечного" отрытием закопанного 20 лет назад топора войны с Персией - в 1288 году ордынцы снова ворвались в Азербайджан. Но "солнечный край абрикосов" был несчастливым местом для "улусного кингмейкера", и ильхан Аргун наголову разбил агрессоров, бежавших восвояси. Тогда в 1289 году Ногай и Тула-Буга "решили повторить" в Венгрии, однако и там не заладилось - добычу с разоренных в прошлые походы угров взяли незавидную, а хан потерял на снежных карпатских перевалах много воинов, обиделся и обвинил в неудаче похода Ногая.
Кучек, Тогрул и Алгуй смогли притушить ссору, но беклярибек решил, что "с этой истеричкой" он кашу более варить не будет, и тайно договорился о союзе с Тохтой, младшим сыном Менгу-Тимура, который не ладил с братьями и кузенами и даже "почти скрывался" от них. В 1290 году войска Ногая (но уже без него самого) снова были разбиты в Азербайджане. "Квадрумвират" Тула-Буги и братьев кричал всё сильнее, так что в 1291 году хитрый бекляр[и]бек реализовал коварно-ромейский план. Он притворился умирающим (для чего даже харкал заранее набранной в рот кровью!), и когда хан и три его родича явились в его шатер для "прощания с матерым", их окружили и перебили люди Ногая. 17-летний Тохта стал четвертым ханом Орды.
Митька-брат забижает, великий хан!
Естественно, что сменой власти в Улусе не мог не воспользоваться дышащий ядом в Городце Андрей Александрович - в 1292 году он и его "подельники" Федор Ярославский, Михаил Белозерский и Константин Углицкий вбежали в Орду и побили челом Тохте и Ногаю на "злобнова Митьку", который их забижает, а хана не уважает. Правители Орды снарядили две больших рати - Тудан (в русских летописях - Дюдень, и потому Дюденева рать) сжег Муром, Суздаль, Владимир, Юрьев, Переяславль, Углич, Коломну, Москву, Дмитров и Можайск, а баскак Тохта-Тимур набежал на Тверь (потери везде были жуткие, и народ снова вспоминал Батыеву и Неврюеву рати).
Дмитрий Переяславский сбежал сперва во Псков, а потом в Тверь, и тамошний князь Михаил Ярославич стал посредником между братьями. По заключенному миру Владимирский стол переходил к Андрею, а Дмитрий удалялся в Переяславль (но по дороге туда, не доехав, заболел и умер в 1294 году в Волоке Ламском). "Черный сын" добился своего, напившись крови соотечественников, и "успокоился" до самой своей смерти в 1304 году...