КоварныЯ Явреи
Сразу после асаже в Египте Антиох IV решил "забить гол престижа" - устроить грандиозный военный парад, который продемонстрировал бы подданным и иностранцам мощь армии Селевкидов и грандиозность государственной машины. Церемония состоялась в 167 году в Дафне, пригороде Антиохии. Сперва присутствовавшие увидели шествие военных отрядов из самых разных уголков империи - киликийцы, скифы, македонцы, иранцы, фракийцы, галаты, мисийцы, боевые колесницы, слоны (запрещенные по условиям Апамейского мира), а также 5000 воинов, "вооруженных по-римски" (и несть с тех пор числа спекуляциям исторЕГов на тему "романизации армии Селевкидов" и "легионеров Епифана" - при отсутствии подробностей в источниках плести можно практически что угодно). Затем шли рабы "с золотыми и серебряными предметами", 800 юношей с золотыми венками, а также пронесли статуи всех богов, которым поклонялись в царстве. Все же празднества продлились в общей сложности 30 дней, на которых Антиох IV играл активно роль распорядителя, и которые "были совмещены" с приемом очередного римского посольства (которому и пускали пыль в глаза). На оные мероприятия спустили всю египетскую добычу, но "Парад в Дафне" современники помнили еще очень долго как нечто внушительное и грандиозное.
Однако уже несколько лет одна гниющая язва подтачивала с таким трудом восстанавливаемое Антиохом IV могущество империи - и имя ей было Иудея. Эта провинция, завоеванная Антиохом III, находилась на привилегированном положении - в ней существовало местное самоуправление, осуществлявшееся первосвященником, и жители даже не платили личные налоги. Сирийцы еще не знали, что с евреями не работают ни кнуты, ни пряники - они всегда недовольны существующим положением вещей, и всегда знают, что именно делается не так (а как именно надо, этого не знают даже они - точнее, каждый еврей знает, но общей точки зрения у них нет, ибо договориться о ней невозможно). Столкновения были неизбежны, и начались они именно там, где было "тоньше всего" - на религиозной почве.
В эллинистических государствах всегда существовал культ правителя - царь (фараон, басилевс и пр.) обожествлялся под именем какого-то греческого "аналога", и ему "отправляли культ". Поскольку все языческие боги были "взаимозаменяемы", то проблем на Востоке не возникало - Зевса отождествляли, например, с Бэли (Баалом), или Амоном, и т.д., так что если Антиох IV требовал приносить себе жертвы как Зевсу Олимпийскому, у финикийцев, вавилонян или сирийцев проблем не было - Бэли, так Бэли. Но ведь у евреев был иудаизм, Г-дь Б-г был у них один, и никаких языческих его воплощений быть не могло! Однако подробности культа народа в одной не самой большой провинции царя не волновали, к тому же у него в стране был "эллинизм, я кому сказал!"...
Древний Иерусалим реконструкшн
Именно так зарождение конфликта описывают еврейские книги легенд и преданий. Евреи настаивают, что они "восстали як один" за "попрание истинной веры". Однако даже их источники указывают на то, что в Иерусалиме и его окрестностях боролись две партии - "эллинисты", поддерживавшие политику Антиоха IV. Сперва "выигрывали" сторонники эллинизации - греческая культура несла "свет и прогресс", а также красивую и модную одежду, прически и "утонченное поведение", а небрито-бородатые "деревенщины" из "ультрас" выглядели непрезентабельно (и наверняка скверно пахли). Но постепенно, чем сильнее проводилась политика принудительной эллинизации, тем больше появлялось недовольных. Однако сперва они роптали по углам, и не высовывались слишком - первосвященник Иешуа (предпочитавший именовать себя на греческим манер Ясоном) принадлежал к "эллинистам" и построил в Иерусалиме гимнасий.
Однако же для крайнего крыла "эллинистов" Ясон был недостаточно радикален - и против него выступил некий Менелай[ос], который присвоил налоги, с которыми его послали в Антиохию, использовал их как взятку Епифану, наклеветал на первосвященника, получил от царя отряд киприотов во главе с Сострат[ос]ом, с помощью которого в 171 году изгнал Ясона и сам стал "первопристом". Для расплаты с киприотами Менелай[ос] вынес из храма кое-какую драгоценную утварь, за что был охулен "традиционалами" - против него выступил бывший (смещенный еще Ясоном) первосвященник Ония[с] III. Того убили, но "традиционалы" в отместку порешили Лисимах[ос]а, брата Менелай[ос]а. Тогда первосвященник в 170 году обвинил лидеров противной партии в том, что они "шпионы Египта" (шла война) и казнил.
Иудея во II веке до н.э.
И снова всё вроде бы устаканилось, но в 168 году "пронесся слух", что Антиоха IV в Египте убили. В Иерусалиме вспыхнули беспорядки, во главе которых встал... не-а, не "традиционал", а укрывавшийся у аммонитян Ясон. Он вбежал в Иерусалим, собрал смешанные толпища "нерадикальных эллинистов" и "традиционалов" и осадил Менелай[ос]а, который заперся в цитадели. Про всё сие прознал Епифан, и решил - раз он возвращается из Египта, то надо по пути навести в Иудее "закон и порядок". Солдаты подошли к Иерусалиму, взяли его штурмом, пограбили, после чего Антиох IV объявил храм святилищем Зевса Олимпийского и зарезал на его алтаре свинью (да, зверя выбрали специально, дабы унизить "традиционалов"). (Ясон сбежал в Египет, а потом вообще в Спарту, где и умер.) После чего, по версии еврейских легенд и преданий, в стране воцарился "генАцид" и "мученичества за веру". Хотя остававшийся первосвященником Менелай[ос] политику царя приветствовал и всячески поддерживал.
И вот только после этого у "традиционалов" появился вожак - но не в Иерусалиме, а в глуши. Некий коэн (священник) в городке Модиин Мат[т]итьяху (ака Маттатия) бен Иоханан из рода Хашмонаим отказался приносить жертву погреческую, а когда некий "эллинист" вместо него попытался это сделать, зарезал его и сбежал в горы. К нему прибились "бандонедовольные", которые начали партизанскую войну супротив "паганских оккупантив" на словах, а на деле, фактически, против "коллаборационистов-эллинистов", сотрудничавших с властями. Впрочем, самого Антиоха IV Епифана всё это особо уже и не интересовало...