Граждане негры и генералы
Однако по закону невозможности дальнейшей задницы по достижению ее абсолютной полноты, именно в 1794 году ситуация на Сен-Доменге начала выправляться в пользу французов. Во-первых, «черно-испанские» генералы окончательно поссорились друг с другом. Сперва Папильон и Биассу арестовали и казнили Жанно Буллета - его садизм и купание в крови стали сильно мешать любым попыткам о чем-то договориться с белыми и цветными республиканцами, а также англичанами и их сторонниками (а Биассу еще и заподозрил Буллета в покушении на свои права и полномочия). Затем оба оставшихся генерала разругались и даже двинули друг на друга войска - пришлось вмешаться испанцам, развести их по углам и заставить прикинуться хорошими мальчиками. Да и мирных белых уже испанских жителей в деревнях и на плантациях «солдаты его величества» то и дело норовили пограбить и поубивать.
Лувертюр был совсем не прочь стать французским генералом
Тем временем на остров прибыли очередные вести из Франции. Во-первых, Сонтонакса и Польвереля отзывали обратно (злобный Робеспьер был недоволен их нежесткостью), и власть на острове полностью переходила к генерал-губернатору Этьену Лаво. Во-вторых, еще 4 февраля 1794 года Конвент отменил рабство во всех колониях - и цветные, и черные стали свободными и равными во всех правах с белыми. На такой «платформе» многие восставшие негры были не прочь заключить мир с французами и перейти на их сторону. И прежде всего генерал Лувертюр - после переговоров с Лаво, который обещал сохранить его генеральское звание и принять его армию на службу республике, он сделал «ренегатское предательство великой черной идеи» и атаковал отряды своих бывших соратников Папильона и Биассу. Вместе с французскими и мулатскими солдатами к 1795 году Лувертюру удалось оттеснить всех «черно-испанцев» в Санто-Доминго (их отряды теряли массу негров, которые дезертировали из-за нежелания сражаться после того, как добились главного - свободы). А 22 июля 1795 года Испания вообще подписала с Францией Базельский мир, и война закончилась.
Судьба бывших вождей «революции» была различной. Биассу купил плантацию во Флориде, превратившись в «дона Хорхе», и поселился там, постепенно пропив и промотав состояние и погибнув в кабацкой драке в 1801 году (в возрасте 60 лет). Папильон вместе с остатками «черных вспомогательных войск» был перевезен сперва на Кубу, а затем в Испанию, в Кадис, где с ними просто не знали, что делать - держали на положении почти заключенных, все генеральские звания и пенсии отменили. В 1813 году тех, кто еще оставался жив, отправили на Москитный Берег - но уже без Папильона, который умер, возможно, в 1805 году.
Кто не с нами, тот против нас
Ну а триумфатор Туссен Лувертюр укреплял свое положение. В марте 1796 года случился мятеж мулатов - они не хотели равенства с неграми, они хотели «быть как раньше белые», а черным в лучшем случае предоставить права «как раньше цветным». На юге к мятежу присоединился генерал Андре Риго, на севере - генерал Жан Луи Виллат, который захватил Кап и арестовал Лаво. Но Лувертюр так быстро поднял свою армию, пополнив ее чернокожими с плантаций, что мятежники отказались от перспектив драться с ним и «вернули статус-кво». Туссен получил от благодарного генерал-губернатора чин дивизионного генерала и должность вице-губернатора, многие его помощники стали бригадными генералами.
В том же году на остров вернулся Сонтонакс (отозвавшие его в 1794 году радикальные якобинцы потеряли власть, и Директория решила вернуть комиссара в Сен-Доменг), но ненадолго - осенью 1796 года он, Лаво и еще пятеро делегатов уехали во Францию, так как были избраны от колонии в Совет пятисот и Совет старейшин. Фактическим правителем острова оставался Туссен, который состредоточился на войне против англичан и поддерживавших их отрядов плантаторов. Боевые действия велись до февраля 1798 года, когда, наконец, последние интервенты и их соратники не покинули Сен-Доменг, отъехав на Ямайку. Впервые с 1791 года колония была едина, в ней установился мир, «закон и порядок».