Защита Комнина - 18

Feb 02, 2019 00:59


Старый враг лучше новых двух

Поражение Арьергардного крестового похода оставило князя Боэмунда I в плену у амира Сиваса Гюмюштекина Данишменда. И пока он томился в «темнице сырой», его неприятели в лице графа Раймона Тулузского и Алексея I Комнина сговаривались, чтобы отнять у него княжество. Сен-Жилль как раз задумывался о начале осады Триполи, и, возможно, василевс пообещал ему помощь - а может быть, хватило и одной ненависти, выросшей между графом и Боэмундом за время 1-го крестового похода. В общем, опасаясь худшего, в 1102 году Танкред, выполнявший обязанности регента в Антиохии на время пленения дяди, схватил Раймона IV и обвинил его в сговоре с Алексеем I, «известным врагом всех крестоносцев». Но увы - католическим патриархом Антиохии с 1100 года стал Бернар де Валанс, прибывший на Восток в свите графа де Сен-Жилля, который пригрозил Танкерду «всякими карами», так что пришлось пленника отпустить, взяв с него слово, что он не будет нападать на Антиохию. Раймон IV тут же напал на Тортосу и взял ее, и уже оттуда смог организовать в 1103 году осаду Триполи, в которой ему содействовал ромейский флот.



Извержение князя Боэмунда I из узилищ паганских



Тем временем Танкред хоть и завладел наконец в 1102 году Лаодикеей, испортил отношение с могущественными соседями, которые могли бы быть ему союзниками в борьбе с сарацинами - с армянами. Князь Ке[й]суна Васил Гох Камсаракан так невзлюбил нормандца, что пошел на беспрецедентный шаг - заплОтил амиру Сиваса 130 000 золотых динаров, чтобы тот отпустил Боэмунда I, что и произошло в мае 1103 года. Воспрявший духом князь начал энергично воевать с сельджуками, но особого успеха не добился - 7 июня 1104 года вкупе с графам Эдессы Бодуэном II де Бурком был сурово разбит при Харране. Видимо, это и побудило Алексея I написать ему письмо с требованием вернуть ежели и не Антиохию, то хотя бы захваченные ранее киликийские города (см. предыдущую серию). Нормандец требование сие проигнорил, но после Харрана восстали недовольные его «прижимом» армяне, а на Танкреда, который теперь был регентом в Эдессе, граф каковой тоже попал в плен тюркам, так нажали сарацины, что он попросил помощи у ромеев. Так что имперский флот под командой Иоанн[ис]а Кантакузин[ос]а неожиданно появился у Лаодикеи и начал ее осаду, а сухопутные войска захватили Тарс, Адану и Мамистру в Киликии.

Боэмунд I вспомнил, как повел себя в ситуации «аналогичной жопы», будучи еще Боэмондом, сыном Гвискара, и решил поступить точно также - с криками «на помощь, люди христьянские!» впрыгнул в корабль-неф и удрал в январе 1105 года в Италию, «типа собирать новые толпища для защиты земель святых от поругания паганских агарян и нечестивых схизматиков». А «пожарить» и «ластстэндить» снова оставил в Антиохии Танкреда. Пришлось Алексею I одновременно посылать письма в Геную, Пизу и Венецию с разоблачениями козней Боэмунда (чтобы три могучих морских державы Средиземноморья не дали тому кораблей) и выехать на Балканы, дабы готовится к отражению нового нормандского вторжения. Этот визит пришелся весьма кстати - сербский жупан Вукан в 1106 году снова напал на дуку Диррахия Иоанн[ис]а Комнин[ос]а (пришлось даже сменить того на другого племянника - его брата, сына Исаак[иос]а, Алексей[ос]а) и побил оного, но приезд василевса заставил сербиянина утечь обратно, поджав хвост.



Филипп I Французский

Тем временем Боэмунд I заручился поддержкой папы Римского Пасхалия II и короля Франции Филиппа I, который даже выдал за него свою дочь Констанс (вдову графа Шампани). Собрав на полученные от них деньги 3500 воинов, в 1107 году нормандец переправился в Эпир и в который уже раз в своей жизни осадил Диррахий. Однако если руки растут из-под спины, то как ими не жонглируй, результат будет тот же самый - еда закончилась, в войске вспыхнула эпидемия желудочной хвори, люди начали дезертировать, перебегая в стан ромеев.

В общем, «и повторилось всё, как встарь» - в сентябре 1108 года в крепости Диаболис (ака Девол) Боэмунд I и Алексей I заключили договор, названный историками Девольским. По его условиям:

  • Боэмунд признавал себя вассалом Алексея I и его наследника-соправителя Иоанна II;
  • Боэмунд обязался «защищать империю, когда потребуется», взамен ежегодной платы в 200 талантов серебром;
  • Боэмунд получал титулы севаста и дуки Антиохии;
  • Боэмунд получал во владение Антиохию и Алеппо (которое еще требовалось отвоевать у сельджуков - чего вообще никогда не случится);
  • Боэмунд соглашался вернуть Лаодикею и киликийские города ромеям;
  • Боэмунд обещал вернуть в Антиохию православного патриарха.

Девольский договор стал личной капитуляцией князя Антиохийского - у него не хватило смелости вернуться «со всем этим» на восток, в свое княжество, и он отбыл в Таранто (свой личный итальянский домен), где и скончался в 1111 году. Но заменивший его на престоле в Антиохии Танкред отказался соблюдать условия договора - он не считал себя ничем обязанным своему дяде. Так что противостояние империи и Антиохийского княжества продолжилось...

Комниносы, Византия и ее василевсы

Previous post Next post
Up