Свобода, равенство, негритянство
Как в любой колонии, в Сен-Доменге общество не было самостоятельным и самодостаточным, будучи и экономически, и социально сильно связано с метрополией. Посему когда во Франции грянули революционные бури, через океан аукнулось весьма быстро. Располагая влиянием, связями в метрополии и ресурсами, в первое время «большие белые» смогли сдержать «ветер перемен», обеспечив свое большинство в трех провинциальных собраниях (колония делилась на три провинции - Северную, Южную и Западную), Колониальном собрании и отправив депутатов в Национальное собрание (знаменитые братья Ламеты были плантаторами с Сен-Доменга), пристально наблюдая, чтобы всякие радикалы «не высовывались», и сохранялся статус-кво по отношению к правам цветных и негров (точнее, к их отсутствию).
Жан Венсан Ожье
Но кому и когда удавалось сдержать революцию? В 1790 году нашелся свой местный Марат - богатый плантатор-мулат Жак Венсан Ожье съездил в Париж, нахватался там у всяких Бриссо и Робеспьеров идей насчет «либерте, эгалите, фратерните» и, когда возвратился в Сен-Доменг, потребовал уравнять в правах белых и цветных. Когда все официальные институты власти его призывы проигнорировали, Ожье зимой 1791 года сплавал в Лондон, купил там оружие и высадился в колонии с 250 «боевиками» - попытался поднять вооруженное восстание мулатов. Его разбили и выгнали в испанское Санто-Доминго, где Ожье был схвачен, выдан французским колониальным властям, после чего осужден и казнен. Заметим - о свободе негров пока не было произнесено ни единого слова...
Удар под дых плантаторам таки нанесли в Париже - 15 мая 1791 года Учредительное собрание издало декрет, по которому цветные, рожденные от свободных отца и матери, уравнивались во всех правах с белыми. «Большие белые» решили созвать в Кап-Франсэ Колониальное собрание и как-нибудь извернуться, дабы саботировать исполнение декрета (делегатами собрания, выбранного ранее, были только белые). 22 августа 1791 года большинство плантаторов съехались в столицу колонии и... получили известие, поразившее их прямо в печень аки гром среди ясного неба - негры восстали.
Новым черным мессией стал очередной унган - огромный и страхолюдный жрец вуду Дутти (по другим данным - Алехандро) Букман. Он родился на Ямайке и выучился читать - отсюда и прозвище Boockman, перетолмаченное на французский как Boukman, - а потом был продан на Сен-Доменг, где сбежал и прибился к маронам-вуду. 14 августа 1791 года в Каймановом лесу (Буа-Кайман) он собрал наиболее решительных негров-отморозков - Жоржа Биассу, Жанно Буллета, Жана Франсуа Папильона и их подручных - на специальную религиозную церемонию. Вместе с ведьмой Сесиль Фатиман они зарезали свинью и заставили всех выпить ее кровь - заключая договор с дьяволом насчет «служить тому 200 лет в обмен на изгнание (или полное истребление - неграм было без особой разницы) всех белых». После чего «избранные» разошлись по плантациям и подняли негров на «священную войну». За первые два месяца революции восставшие сожгли 280 плантаций и убили 2000 человек (естественно, вместе с женщинами и детьми - раз договорились с самим сатаной, тут уж не до нежностей).
Сесиль Фатиман (доживет до 112 лет в полном уме)
Со всех концов отряды повстанцев стекались к Капу. Букман готовил штурм столицы колонии. Белым пришлось «скрипнуть сердцем» и пообещать мулатам уравнение в правах - цветная милиция присоединилась к отрядам плантаторов и разбила нападавших на Кап-Франсэ негров. Букман был убит, его голову отрезали и долго носили на пике, показывая неграм и пытаясь их уверить, что он «таки умер». Но вуду - это серьезно, и гаитянцы до сих пор верят, что Букман «вознесся», став одним из богов их пантеона - Замбой. А в честь «контракта Букмана» в Каймановом лесу нынче в столице Гаити установлена, как памятник, железная свинья...
«Святое дело» продолжили «лейтенанты» Букмана - Биассу, Буллет, Папильон. В сентябре 1792 года они снова подступили к Капу, «пылкая огнем». Программа была всё та же - «убить всех белых и стать сами, как белые». Положение белых осложнилось тем, что в Западной провинции восстали мулаты, требуя уже исполнения соглашений насчет гражданских прав. А что самое печальное - многие «маленькие белые» и негры-плантаторы перешли на сторону «цветных», считая, что «надо сплотиться всем здравомыслящим людям перед лицом грядущего хама».