Черная альтернатива

Jan 30, 2019 11:17


Гаити, Гаити... Не были мы ни на какой Гаити

Гаити («горная страна») - название, которое якобы употребляли для названия острова его  аборигены-карибы. Когда туда приплыли (и уже никуда не уплыли)  просвещенные испанцы, они не заморачивались культурными традициями - перебив карибов, прозвали сие место официально Санто-Доминго (остров св.  Доминика), неофициально - Эспаньолой («Маленькой Испанией»), каковые  названия и использовались в описываемый мною период (и  только когда у «победившего пролетариата» встал вопрос «культурной  самоидентификации», тогда и всплыло старое типа индейское название - Гаити).



Буканьер в естественной среде обитания



Французы тут появились, как и везде в Америке - методом «просунем  палец...». Сперва на острове Тортю (Тортуге) завелись внезаконные  бандопоселенцы - буканьеры, по первОй ловившие и жарившие местных  черепах, а потом переправлявшиеся на «большую землю» и охотившиеся там на диких быков. Название свое получили от «букана» - решетки, на которой жарили мясцо. Естественно, как и у всякой группы людей, занимавшейся  нелицензированным предпринимательством, у них постоянно возникали  конфликты с местными испанскими властями. И постепенно буканьеры поняли,  что раз испанцы их всё равно не любят, то лучше охотиться на них, чем  на быков - у испанцев больше золота и прочего полезного барахла. Так  буканьеры стали флибустьерами и пиратами (и слово «буканьер» стало  использоваться как третий синоним этого почтенного занятия), Тортуга - вертепом разбоя, а чтобы не приплывали злые гидальги и не устраивали  геноцид (как они-таки сделали пару раз), остров передался французской короне, аки ее колония.

С Тортуги французы постепенно и начали прибирать к рукам западную часть  Санто-Доминго (переобозвав его по-своему в Сен-Доменг). В 1670 году  было основано первое их поселение на Эспаньоле - Кап-Франсуа, а по условиям  Рисвикского мира в 1697 году Франция получила от Испании «западную  треть» острова. Как и положено французам, они тут же навезли  негров-рабов, насадили повсюду плантации сахарные и «жестокие,  бесчеловечные порядки», распространив на колонию действие «Черного кодекса»  - документа, заставлявшего хозяев давать неграм один выходной в неделю  (ибо негры обязаны были быть христианами и чтить воскресный день),  запрещавшего их убивать и калечить, предписывавшего выдавать рабу ежедневное пропитание и ежесезонную одежду, а старых и больных рабов не нагружать работой и кормить просто так... В общем, угнетали и тиранили,  да.



Работайте, негры!

В целом же общество сложилось расистское, четко разделенное по цвету кожи. Все  белые, от плантатора до простого подмастерья, были «верхушкой пищевой  цепи», хотя, всё-таки, делились на «больших белых» и «маленьких белых»,  ибо ливр - он и в Америке ливр. К описываемому периоду (конец XVIII века) их на острове  было примерно 35 000 человек. Ниже них стояли «цветные» - мулаты,  рожденные от белых и негров. По «Черному кодексу» любой ребенок от такой связи (даже если раб был отцом) становился лично свободным. «Цветные»,  конечно, были ограничены в правах общественных - им нельзя было носить оружие, европейское платье, занимать гражданские должности - но имели  все права имущественные, так что очень быстро большинство их разбогатело  и даже «отдельно скучковалось» на юге колонии. Таковых было примерно 28 000. Ну и в самом низу располагались негры-рабы - их проживало на  плантациях и в поместьях до 500 000. Хотя совсем не все они влачили  печальное существование - довольно много было вольноотпущенников,  занимавших обычно роли посредников между «верхом и низом» - управляющих, служащих, а кому-то удавалось даже стать плантатором, уравненным в правах с «цветными».

В общем, жили, как везде - отнюдь не «город солнца», но до «адского ада»  тоже было довольно далеко. Труд раба, особливо у мерзкого хозяина, был  тяжел и беспросветен, но в таковых условиях многие люди жили тогда даже в  «просвещенной Европе». Истязания же и «унижения личностей», конечно,  случались часто, но всё-таки, вопреки воображению марксистов, не  ежечасно - и законы запрещали, и невыгодно было портить «дорогую вещь» (ибо хороший раб стоил хороших денег).

Некропостинг, Гаити...

Previous post Next post
Up