Сципио против Хнб'ла 2.0
В Эфесе Антиох III начал готовиться к войне против римлян на море - на самом деле, у него и не было другого выхода, ибо все попытки начать с «популюскве романусом» мирные переговоры блокировались с той стороны, ибо «сенатус» жаждал «примерного наказания» и отъема территорий, предписывая «сирийскому льву» убираться за хребет Тавр. Именно к этому времени относится знаменитое «юзание» Аннибаса (Хнб'ла) в качестве флотоводца, за что над царем не смеется (и не упрекает его в этом) только ленивый историк. Хотя некоторые специалисты отмечают, что весь «военно-маринизм» пунийца состоял в том, что тот отправился в Тир, где его уважали как «великого земляка» (Картхадашт был колонией Тира, и их жители имели «взаимное гражданство»), и поторопил с формированием и отправлением эскадры, которую должен был привести на соединение с царским флотом.
Антиохова война (тыц)
У селевкидского наварха (флотоводца) Поликсенид[ас]а имелось примерно 200 кораблей, но из них только 70 были большими. Римлянин Гай[ус] Ливий[ус] Салинатор располагал 105 кораблями, из которых 81 был большим. Однако на стороне «популюскве романусов» выступили и их союзники - пергамляне и родосяне. Сперва в 191 году Салинатор соединился с пергамским флотом, чему Поликсенид[ас] не смог помешать, и теперь у него было уже 155 кораблей - 105 больших и 50 малых. Затем союзники отправились на соединение с родосянами, а когда сирийцы попробовали им помешать возле города Корикос, то потерпели поражение и потеряли 23 корабля. Теперь у Салинатора было 130 больших кораблей, и он блокировал вражеский флот в Эфесе. Однако столь непросто завоеванное преимущество было потеряно - римляне и пергамляне отправились к Геллеспонту, осаждать Абидос.
Антиох III воспользовался зимой 191/190 годов и пополнил флот Поликсенид[ас]а, так что сирийцы смогли атаковать родосян у Панормоса и из 36 кораблей уничтожили 29. За все эти подвиги Салинатор (так и не взявший Абидос) был отозван в Рим и заменен на Луций[ус]а Эмилий[ус]а Регилл[ус]а. Поликсенид[ас] ожидал кораблей из Тира, которые должен был привести Аннибас, но они в числе 47 столкнулись с родосскими 38 кораблями под командой Евдам[ос]а у Сиде и были побиты, бежав в Памфилию (причем Хнб'л даже смог спасти почти все корабли, кроме одного). После чего Поликсенид[ас]у оставалось только «сделать Варяг» - выйти со своими кораблями в море и драться супротив Регилла. Сражение случилось летом 190 года у Мионессоса, и сирийцам сперва повезло - пергамляне не смогли приплыть, и римлян подкрепили лишь родосцы, так что соотношение сил было 89 против 70 в пользу царского наварха. Однако маневренные суда Евдам[ос]а обеспечили союзникам победу - Поликсени[да]с потерял 43 корабля и сбежал в Эфес.
Родосский военный корабль
Война на море закончилась поражением флота Антоха III - а велась она исключительно для того,чтобы обеспечить римской сухопутной армии, которая к тому времени заключила в Греции с этолийцами полугодичное перемирие и оккупировала Фракию, возможность переправиться через Геллеспонт и вторгнуться в Малую Азию. Войсками командовал теперь консул Луций[ус] Корнелий[ус] Сципио[н] Африкан[ус], но не его надо было бояться - легатом (помощником командующего) на добровольной основе при штабе вызвался быть «терминаторус романус, Ханнибалус виктор», старший брат консула и прославленный полководец 2-й Пунической войны Публий[ус] Корнелий[ус] Сципио[н]. «Братья-акробатья» должны были протянуть руку помощи пергамлянам, которым в 190 году приходилось несладко.
Ибо Антиох III напустил на Евмена II своего сына Селевк[ос]а с войском, который занял приморские города Кимы и Фокею, после чего осадил Пергам. На помощь осажденным прибыл отряд ахеян (из Ахейской симмахии - союзника Рима) во главе со стратегом Диофан[ес]ом, погромил сирийцев в нескольких боях и снял осаду. Тогда Антиох III собрал большую армию, и... вот тогда-то римляне и переправились через Геллеспонт. Теперь всё должно было решиться в генеральном сражении на азиатской земле, и у «романусов» было «+100 к командованию» в лице Сципио[на] Африкан[ус]а.
Публий Корнелий Сципио Африкан
Осознавая свою несопоставимость с такой величиной, и не веря в то, что даже Аннибас сможет то, чего не смог 12 лет назад (хотя Хнб'л оставался в Памфилии с флотом, и то, что он вообще мог быть в армии царя - большое допущение его чересчур «рвивых» фанатов), Мегас послал к «романусам» предложение о мире - он оплатит половину их военных расходов, а также отдаст Фракию, Эолиду, Троаду и Ионию. Но «популюскве» закусились и требовали «всё до Тавра». Так что с недобрыми и нехорошими чувствами выводил Антиох III свою армию в декабре 190 года на сражение при Магнесии (Манисе).
Цифры сражавшихся с обоих сторон снова фантастические и пропагандонские - Сципио[ны]-де имели всего 30 000 римлян, «союзнической пехоты», греков, фракийцев и македонян (и даже нумидийских всадников), «сплоченных мега-дисциплиной» (ага, особенно все эти эллинистические союзнички), плюс 16 слонов, а у Антиоха аж 60 000 пехоты, 12 000 конницы и 54 слона, но все «аморфные, рыхлые и трусливые азиатцы»... 3,14здеж, в общем, и истина нам теперь навеки недоступна.
Битва началась атакой сирийских серпоносных колесниц и арабов на верблюдах (уже понесло от греческих писаний каким-то кино...), которых доблестно отразили... пергамляне. Затем сшиблись основные силы, и на левом фланге «римлянцы-совграждане» и опять-таки доблестные пергамляне снесли сирийцев. А вот на правом фланге сам Антиох III и Зевксис смогли опрокинуть кавалерию врага, смять целый легион во фланг и погнать его к лагерю, где титаническими усилиями коменданта лагеря Марк[ус]а Эмилий[ус]а Лепид[ус]а, приказавшего фракийцам и македонянам (видимо, именно тут такую дисциплинированную пехоту и оставили) убивать беглецов, сирийцев удалось остановить.
Тем временем в бой вступила пехота, но из-за того, что кавалерия союзников, покрошившая левый фланг сирийцев, никуда не ускакала, а приложилась по флангам и тылам фаланги, «романусам» удалось окружить и перебить врагов. Подскочивший от лагеря Антиох III, разогнавший по пути еще и 400 всадников Аттал[ос]а, брата Евмена II, сделать уже ничего не смог и бежал в Сарды.
Римляне не постарались даже соврать правдоподобно, указав свои потери в «300-500 человек», а вражеские в 53 000 убитых [и пленных]. Вообще же описание сражения напоминает какой-то шаблон «стопятьсотой» битвы эллинистических армий друг с другом, и нигде не видно почерка Сципио[на] Африкан[ус]а, который каждое свое сражение с пунийцами тщательно планировал и разыгрывал, как шахматную партию. В общем, кажется, что кто-то из «великих корифеев античной истории» (гг. Тит[ус] Ливий[ус], Аппиан[ос] и Марк[ус] Юниан[ус] Юстин[ус]) попросту 3,14здит...