Пятнадцать фараонов на сундук мертвеца - 18

Nov 30, 2018 00:05

Злодейское Пузо

Со смертью Птолемея VI Филометора его программа "Сделаем Египет сильным опять!" рассыпалась во прах. Армия, состоявшая в основном из наемных отрядов, разбежалась, и Селевкиды снова завладели Палестиной. А население Александрии раскололось на две партии - одна поддерживала остававшуюся на троне Клеопатру II и ее маленького сына Птолемея VII Неоса Филопатора (год назад провозглашенного соправителем отца), а другая призывала вернуть на трон Птолемея VIII, отсиживавшегося в Кирене. Как только до того дошла весть о смерти брата, царь Киренаики собрал войско и двинулся на Египет. Клеопатра II обратилась за помощью к иудеям - их первосвященник [Х]Ония IV ([Х]Ониас) и некий Досифеос (греческое имя - еврей эллинизированный) собрали армию из служивших в Египте соотечественников.



Птолемей VIII Евергет II Фискон Какергет Трифон

Почему святое иудейское воинство не защитило Египет - великое ХЗ, но весьма скоро Птолемей VIII оказался в Александрии. Клеопатре II пришлось идти на компромисс - она согласилась стать женой брата, при условии, что ее сын останется их соправителем. Евергет II условие принял и с чистой совестью велел зарезать пасынка прямо в день свадьбы с ее матерью. Так очень быстро закончилась история правления фараона Птолемея VII Неоса Филопатора... До кучи новый правитель решил отомстить всем иудеям (таки за что же?), но тут вмешались "высшие силы": "Он схватил всех находившихся в городе евреев вместе с женами и детьми и, связав их и раздев донага, бросил под ноги слонам, чтобы те растоптали их; для этого он даже напоил животных вином, но случилось противное тому, что он ожидал. Слоны, не тронув евреев, устремились на его приближенных и истребили многих из них. Вслед за тем ему было ужасное видение, которое повелело не причинять этим людям никакого вреда. Также его любимая наложница (одни говорят, что её звали Итака, другие - Ирина) умоляла его не совершать такого ужасного святотатства, и он уступил ей и раскаялся в том, что уже сделал или только собирался", - сообщает Иосиф Флавий. И, скорее всего, историк не врал - александрийские евреи еще долго отмечали "день освобождения" как особый праздник.

Птолемей VIII быстро принялся за старое - за обжорство народ прозвал его Фискон (Пузо), а за подлый характер - Какергет (Злодаватель - в противовес его официальному прозвищу Евергет, то бишь Благодетель). Обиженный фараон повелел называть себя еще одним ником - Трифон (Великолепный). Царь был вельми толст даже для Птолемеев (которые все толстели к зрелости) и вынужден был носить длинные, до пят, хитоны с длинными же рукавами - но зачем-то прозрачные (с точки зрения древних греков это было "фублять", зато такие одеяния носили фараоны Нового царства). Нрав у него был истинно тиранический - то, что побоялся вытворить с евреями, он периодически проделывал в меньших масштабах. Например, делегация из Кирены, прибывшая поздравить фараона с воцарением в Египте, вся была казнена за то, что была "недостаточно почтительна". Началась политическая эмиграция - в Грецию (в основном на острова) хлынул поток грамматиков, математиков и людей искусства из Александрии, которые даже спровоцировали там "микро-возрождение", обучая местное население за плату для пропитания.



Фискон и обе Клеопатры о чем-то трут с богом Хором (тыц)

В семейной жизни Фискона также царил бардак. От Клеопатры II у него родился сын Птолемей, прозванный Мемфисский (ибо появился на свет во дни коронации на египетский манер в оном городе). Но затем царь воспылал страстью к племяннице (дочери Филометора), которую сперва сделал женщиной, а потом "другой, но любимой женой" Клеопатрой III - став супругом одновременно матери и дочери. Правда, возможно имело место что-то вроде развода - в документах Клеопатра II стала называться "царица Клеопатра Сестра", а ее дочь - "царица Клеопатра Супруга". Ну а "чисто для пуза тела" у Фискона была любимая наложница Ирина, та самая, которая спасла иудеев.

Поскольку народ, недовольный деспотичным и довольно бестолковым правлением, истощавшим казну и выбивавшим наллоги, постоянно бунтовал, у Клеопатры II родился план - отослав сына (Мемфисского) в Кирену, она в 130 году, видимо, инициировала очередное восстание в Александрии, во время которого Птолемей VIII бежал с Клеопатрой III и детьми от нее на Кипр. "Царица Сестра" осталась в столице одна и взяла власть над Египтом в свои руки, призвав сына из Киренаики. Но муж ее опередил - захватив сына, он приказал его убить, чтобы народ не сделал того царем, разрезал на куски и приказал отослать матери. Затем началась гражданская война, расколовшая Египет на два лагеря. В 129 году войска Фискона смогли взять Александрию, Клеопатра II отступила в Фивы (Египетские), где сопротивлялась до 127 года. Затем царица бежала в Антиохию, к царю Деметрию II, где укрылась при дворе дочери (от Филометора) Клеопатры Теи, супруги правителя (та вышла за Деметрия II после смерти первого мужа, Александра I Баласа).



Александр II Забина[с]

Клеопатра II подбила зятя пойти на Египет войной, но когда Деметрий II выступил в поход, Сирия восстала и скинула его власть, попросив у Птолемея VIII какого-нибудь египетского принца на царство. Фискон поступил цинично, выслав в Антиохию самозванца - какого-то сына купца, выдававшего себя за незаконного сына царя Антиоха VII Сидета (по другой версии - Александра I Баласа). Лжецарь прибыл к сирийцам и был коронован в 126 году как Александр II Забина[с]. Деметрий II, преданный даже женой Клеопатрой Теей (она тут же выскочила за Забина[са]), был убит, надежды Клеопатры II пошли прахом, и пришлось в итоге соглашаться на мир с братом-мужем - она возвратилась в Александрию и превратилась снова в "царицу Сестру". Всё пошло по-старому...

Скончался Птолемей VIII Евергет II Фискон Какергет Трифон 28 июня 116 года в Александрии. После его смерти огласили довольно странное завещание (не исключено, что оно стало плодом политического компромисса) - Киренаика снова делалась самостоятельным царством во главе с Птолемеем Апионом, бастардом Фискона (вероятно, от Ирины), а власть над Египтом передавалась Клеопатре III и "кому-нибудь из ее сыновей, кого она сочтет достойным"...

Онтичность, Птолемеи

Previous post Next post
Up