Воистину Дзидай (ниппонцы против ниппонцев) - 13

Feb 28, 2015 10:37

Макака-до (Путь Макаки)

После расправы с Нобунагой Акэти Мицухидэ повел войска на замок Адзути близ Киото, бывшую резиденцию Нобунаги, и отдал его своим солдатам на разграбление. Затем вошел в столицу, "прибрав к рукам" императорское семейство, и 4 июля 1582 года провозгласил себя сёгуном, ибо претендовал на родство с фамилией Минамото. Однако его попытки привлечь на свою сторону другие кланы не увенчались успехом - даже женатый на его дочери Хосокава не поддержал зятя. Самураи дезертировали, и вскоре у "сёгуна Акэти" осталось под рукой всего 10 000 человек.
А в стране уже начались "большие собачьи гонки" за право первым примчаться в столицу и наказать Мицухидэ, взяв в свои руки дележ наследства умершего Нобунаги. К Киото изо всех сил спешил из Канто Токугава Иэясу, на севере собирал войска Сибата Кацуиэ. Но всех опередил Хасиба Хидэёси, молниеносно заключивший мир с кланом Мори и примчавшийся к Киото за несколько дней (и на три дня опередивший Токугаву). 12 июля 1582 года в битве при Ямадзаки 40 000 воинов Хасиба наголову раскатали армию Акэти. "Сёгун" сбежал, но через четыре дня, 17 июля, его убили крестьяне при попытке забрать у них провиант. "Сёгунат Акэти" продолжался всего 13 дней.
Однако когда через несколько дней в замке Киёсу собрались все бывшие командиры Нобунаги, которые хотели высказаться, пришлось устраивать "большую демократию голосованием" на предмет "как нам обустроить Японию". Хасиба смог притянуть на свою сторону командиров Ниву Нагахидэ и Икэду Цунэоки, а также второго сына Нобунаги, Катабатакэ Нобукацу, третьего, Камбэ Нобутаку, и четвертого, своего пасынка Хасибу Хидэкацу. Все они настояли на том, что первенство в роду Ода унаследует старший внук Нобунаги, Ода Хидэнобу. А поскольку лет ему от роду было всего два года, то при нем назначались три опекуна - Хасиба, Китабатакэ и Камбэ. За что Нобукацу получил в распоряжение провинцию Овари (в добавок к вотчине Китабатакэ, провинции Исэ), а Нобутака - Мино.



Ода Нобутака, глава клана Камбэ, третий сын Нобунаги

Весь этот фармазон сильно расстроил Сибату Кацуиэ, который был уверен, что у господина был любимым слугой, и "всё тут его". Сперва он женился на сестре Нобунаги, Оити, как бы заявив претензии на доминирование в клане Ода. Потом притянул на свою сторону одного из регентов, Камбэ Нобутаку, и в 1583 году открыто объявил войну Хасибе Хидэёси. Сражение двух армий состоялось в местности Сидзугатакэ, и Хасибе удалось одолеть Сибату с помощью измены еще одного бывшего вассала Нобунаги, Маэды Тосииэ. Кацуиэ бежал, был окружен в своем замке и вынужден сделать сёппуку. Камбэ Нобутака "сдался властям", но в том же 1583 году Хасиба и старший его брат, Китабатакэ Нобукацу заставили и его сделать сёппуку.
Однако в следующем, 1584 году, поведение Хасибы сильно расстроило Оду (который Китабатакэ) Нобукацу (он же Нобуо), и он решил, что из оставшихся двух опекунов малолетнего Оды Хидэнобу "в живых должен остаться только один". Для этого Нобукацу сбежал во владения Токугавы Иэясу и подговорил его начать войну с Хасибой. "Макака" рассердился не на шутку и набрал аж 100 000 самураев и асигару, и двинул их на Овари, где мятежники решили обороняться. У Токугавы и Китабатакэ было всего 50 000 человек, но "финансовый командир" Хасиба сильно уступал как полководец старому опытному бойцу всякоразных междуусобиц Иэясу. Сражения при Хагуро и Комакки-Нагакутэ были выиграны "антихасибянами". Тогда вождь "легионов Мордора" решил "разделить и принудить" - атаковал Нобукацу, разбил его и вынудил подписать мир на условиях сохранения владений и признания вассальной зависимости от Хасиба (потом Нобукацу так и доживал век верным прихвостнем, и хозяин как-то раз даже отнял его владения, осердясь, но через несколько лет "милостиво вернул"). Потеряв законный повод к войне ("защита ребенка и его опекуна"), Токугава решил, что просто так биться и ломаться не будет, и заключил мир (но вассалом себя не признал, сохранив формальную самостоятельность).
Хидэёси "кушать спокойно не мог", зная, что Токугава ему даже формально не подчиняется. В 1586 году он заслал к Иэясу собственную сестру Асахи, но тот на сестре женился, а вассалом не стал. Тогда Хидэёси сделал решающий "ход родней" - прислал к Токугаве заложницей собственную мать, прося лишь "припасть к ручке и бумагу подписать". Иэясу, раскинув мозгами, решил, что с правителем половины Японии лучше всё-таки дружить, хоть и худо, чем хорошо воевать, решил уважить старика и приехал таки в Осаку, руку целовал, вассалом себя признал. Хидэёси наконец-то был счастлив...

Ниппонцы, хистерические очерки

Previous post Next post
Up