Буэнавентура Дуррути: Красный ангел с черными крыльями - 4

Jun 08, 2018 00:56

Революция, понятное дело, превратила Испанию из "задницы Европы" в "передовой авангард" - на выборах 28 июня 1931 года в Учредительное собрание победили республиканцы (набравшие 83% голосов), а самой крупной фракцией стали социалисты (ИСРП - Испанская социалистическая рабочая партия), занявшая 116 мест в парламенте из 470. Правда, президентом стал представитель РЛП (исп. DLP - Республиканская либеральная правая, наследница Либеральной партии) Нисето Алкала-Самора и Торрес, но поддержанный ИСРП "независимый левый" Мануэль Асанья и Диас занял пост премьер-министра. Так что политика Второй республики (Первая республика существовала в Испании в 1870-1873 годах) представляла из себя "тяни-толкай" между правыми и левыми республиканцами, и в эту-то мутную воду охотно и с криками нырнули все возвратившиеся на родину радикалы-эмигранты - в том числе и Дуррути сотоварищи.


 

Н. Алкала-Самора и М. Асанья

Радикальный левый политический фланг выглядел тогда следующим образом. Крупнейшей организацией "лево-пролетариев" была профсоюзная НКТ, в которой верховодили анархисты - в нее входили 500 000 человек, и наиболее сильные позиции "трудовики" имели в Каталонии (штаб-квартира располагалась в Барселоне), Арагоне и Андалусии. Коммунистов (ИКП) была довольно жалкая кучка, к тому же от них откололись противники сталинизма, образовавшие Коммунистическую левую Испании (троцкисты) и Рабоче-крестьянский блок (бухаринцы). Ну а собственно анархисты, чтобы не тусовать всю дорогу в профсоюзах НКТ, а и самостоятельно что-то куда-то двигать, образовали в 1827 году Федерацию анархистов Иберии (ФАИ),которая всё равно практически всегда солидаризировалась с НКТ и даже имела общую с ней символику.

Дуррути сразу вошел в руководство ФАИ и был одним из тех, кто в июне 1931 года на III конференции НКТ добился изгнания из профсоюзов умеренного крыла, которое, не желая иметь ничего общего с "буйными анархистами", вышло и основало собственную Синдикалистскую партию. Зачистив профсоюзы, Хосе Буэнавентура и Ко принялись делать то, что, собственно, только и умели - поджигать восстания. В феврале 1932 года они организовали бунт шахтеров в городе Фигольс, однако он был подавлен, и 10 февраля арестованные "поджигатели" (в том числе и Дуррути) были депортированы в ссылку на Канарские острова ив Западную Сахару. Но после организованной НКТ большой забастовки в Барселоне в сентябре 1932 года ссыльных вернули в Испанию. 8 января 1933 года анархисты подняли в Барселоне новое восстание, но и оно было подавлено - в апреле Дуррути пойман, арестован и посажен в застенок, где протомился до октября 1933 года.


 

Х.М. Хиль-Роблес и А. Лерру

Тем временем в стране правительство социалистов творило социалистические реформы - 8-часовой рабочий день, соцстрахование, запрещение иезуитов, отделение церкви от государства и конфискацию ее земель, автономию Каталонии. Для консерваторов Испании это было уже слишком - они кинулись "в наш последний и решительный бой", организовав 4 марта СЕДА (исп. CEDA - Независимая конфедерация испанских правых) во главе с юристом Хосе Марией Хиль-Роблесом и Киньонесом, которая тут же начала наезжать на президента Алкала-Самору и требовать "сдать назад". Глава государства попробовал уговорить премьер-министра хотя бы церковь оставить на время в покое, но Асанья уперся рогом и... подал в отставку. Сие была большая ошибка - народ "временно наелся" революцией, и выборы 1933 года выиграли консерваторы - коалиция СЕДА и Радикальной республиканской партии, лидер которой Алехандро Лерру[с] и Гарсия стал новым премьер-министром.

Но анархистам-то было пофиг на всю эту "парламентскую возню", они-то знали, что "только восстание, только хардкор!". 8 декабря 1933 года забастовки начались одновременно в провинциях Арагон, Каталония, Риоха, Галисия и Леон. Дуррути снова был в первых рядах - входил в Национальный революционный комитет, обосновавшийся в Сарагосе, которую вооруженные анархисты (как и несколько других городов) вообще захватили (а несколько окрестных деревень "объявили коммунизм"). Но к 14 декабря восстание было подавлено правительственными войсками, 20 000 человек арестованы, а НКТ официально запрещена. Однако после очередной всеобщей забастовки в мае 1934 года Дуррути и других арестованных выпустили на свободу. В течение следующих 15 месяцев, вплоть до 1936 года, Хосе Буэнавентура многократно арестовывался и практически не вылезал из узилищ. Инициативу "сопротивления правению" Испании перехватили социалисты...


 

Л. Компанис и Ф. Франко

Лерру власть не удержал, в основном из-за срачек с СЕДА - его сменил другой радикал, Рикардо Сампер Ибаньес, но Хиль-Роблес, уже заставлявший соратников обзывать себя по немецкой моде фюрером (по-испански - хефе) спровоцировал правительственный кризис 1 октября 1934 года, отправив правительство Сампера в отставку. Новым премьером снова стал Лерру, но ему пришлось взять в кабинет четырех министров от СЕДА. "Фашисты в правительстве!" - закричали левые (СЕДА была в основном правой и консервативной, но тру-фашисты из партии "Испанское обновление" входили в конфедерацию) и с воплями "вся власть социалистической партии!" ВСТ и ИСРП начали 5 октября 1934 года всеобщую забастовку. 6 октября к ней присоединился Женералитат - автономное правительство в Барселоне во главе с его президентом Луисом Компанисом и Ховером, провозгласившим вообще независимость Каталонии. А в Астурии 5 октября шахтеры подняли красные флаги, схватили оружие (какое нашли - в основном использовавшийся на шахтах динамит) и пошли в наступление на город Овьедо, который "почти захватили".

Правительств Лерру срочно потребовался палач - и он нашелся. "Боевой генерал" (с маврами,  с маврами - откуда в Испании начала ХХ века нормальный боевой генерал?) Франсиско Франко Баамонде, человек сразу с двумя комплексами (как коротышка и как обладатель женски-писклявого голоска, очень похожего на кастратный), оккупировал Барселону и 8 ноября заставил Компаниса капитулировать - независимость стухла, Женералитат разогнали и арестовали, а заодно выкинули в корзинку и автономию Каталонии. После этого Франко из Мадрида наслал на Астурию еще одного "ветерана войн", а заодно и уже натурального фашиста (участника "Испанского обновления") подполковника Хуана Ягуэ Бланко, оснастив его "отборными кадрами" - чеченцами марроканцами и игиловцами Иностранным легионом. Эти "герои Испании" убили 1500 (или 3000) повстанцев и вынудили шахтеров капитулировать 18 октября под обещание, что арестов и казней не будет - которым Ягуэ тут же и подтерся, устроив военно-полевые суды, которые казнили 20 человек и "множество" приговорили к длительным срокам заключения. Однако увы, перегнутая палка треснула - если у правых еще оставалась поддержка избирателей, то события в Астурии их ее лишили...

Буэнавентура, Век хыхацатый, АнархЪ

Previous post Next post
Up