Писать о Казани также, как Андрухович о Львове

Mar 21, 2013 04:36

Юрий Андрухович. Город-корабль

Мы ведь очень похожи.

И Львов и Казань свои города сразу для многих народов. Для очень многих, так что даже армяне там оставили свой собор XIV в., а у нас примерно с того же времени улицу Армянскую-Спартаковскую. Но сейчас оба города воспринимаются как центры национального самосознания, и для многих даже являются «жупелами» оного. Что страшнее, львовские эсэсовцы или казанские ваххабиты?

И Львов и Казань исторически принадлежали разным государствам, и в зависимости от принадлежности, менялся этнический состав их населения. Оба города были и остаются еще и региональными центрами: Львов для Галиции и шире Западной Украины, Казань для Среднего Поволжья и шире Волго-Уралья.

И, кажется, что на современность двух городов, это многоглаголивое и противоречивое наследие прошлого упало как бы неожиданно, словно его не ждали и не хотели. Ведь это наследие нужно обосновывать, оправдывать, реконструировать, додумывать.

Но всё-таки Казань и Львов, как другие сложившиеся города, хотят быть Вечным городом. Иначе, зачем их малюют художники, поэты пишут о них прозу и стихи, а интернет-пользователи лайкают фото? У Львова намного больше шансов быть таковым для своих обитателей и гостей. Он вообще ближе к тем местам, где люди живут в городах раньше, чем у нас. А мы и ландшафтом победнее, и количеством зелени и памятниками старины (особенно после своего 1000-летия)… Поэтому, сравнивать дальше, нет смысла.

Но если боязнь высоты блокируют, закрывая глаза, может и нам стоит закрыть глаза на наше неприглядное географическое и социально-политическое положение. И не оборачиваясь, писать о родном городе, как о части взрослого мира больших и старых городов. Пусть вокруг всё ходуном ходит: находятся чешские монеты, воздвигаются монструозные монументы и здания и т.д. и т.п. Мы живём в европейском городе, где каждая улица населена мифами, старые стены помнят имена своих владельцев, а у каждого холма есть своё имя. Нет ни того, ни другого, ни третьего? Ничто не мешает извлечь из небытия и подновить свежими красками. В казанском небытии много чего хранится.

И это, вовсе, не программа эскапизма, перерастающего в безумие. Скорее эскиз «потешных полков» Петра Великого, «потешных» до тех пор, пока умные, образованные, культурные горожане не вернут этого город себе. Мы ведь все надеемся на лучшее?

образ региона, коллеги, Казань

Previous post Next post
Up