Юрий Андрухович. Город-корабль Мы ведь очень похожи.
И Львов и Казань свои города сразу для многих народов. Для очень многих, так что даже армяне там оставили свой собор XIV в., а у нас примерно с того же времени улицу Армянскую-Спартаковскую. Но сейчас оба города воспринимаются как центры национального самосознания, и для многих даже являются «жупелами» оного. Что страшнее, львовские эсэсовцы или казанские ваххабиты?
И Львов и Казань исторически принадлежали разным государствам, и в зависимости от принадлежности, менялся этнический состав их населения. Оба города были и остаются еще и региональными центрами: Львов для Галиции и шире Западной Украины, Казань для Среднего Поволжья и шире Волго-Уралья.
И, кажется, что на современность двух городов, это многоглаголивое и противоречивое наследие прошлого упало как бы неожиданно, словно его не ждали и не хотели. Ведь это наследие нужно обосновывать, оправдывать, реконструировать, додумывать.
Но всё-таки Казань и Львов, как другие сложившиеся города, хотят быть Вечным городом. Иначе, зачем их малюют художники, поэты пишут о них прозу и стихи, а интернет-пользователи лайкают фото? У Львова намного больше шансов быть таковым для своих обитателей и гостей. Он вообще ближе к тем местам, где люди живут в городах раньше, чем у нас. А мы и ландшафтом победнее, и количеством зелени и памятниками старины (особенно после своего 1000-летия)… Поэтому, сравнивать дальше, нет смысла.
Но если боязнь высоты блокируют, закрывая глаза, может и нам стоит закрыть глаза на наше неприглядное географическое и социально-политическое положение. И не оборачиваясь, писать о родном городе, как о части взрослого мира больших и старых городов. Пусть вокруг всё ходуном ходит: находятся чешские монеты, воздвигаются монструозные монументы и здания и т.д. и т.п. Мы живём в европейском городе, где каждая улица населена мифами, старые стены помнят имена своих владельцев, а у каждого холма есть своё имя. Нет ни того, ни другого, ни третьего? Ничто не мешает извлечь из небытия и подновить свежими красками. В казанском небытии много чего хранится.
И это, вовсе, не программа эскапизма, перерастающего в безумие. Скорее эскиз «потешных полков» Петра Великого, «потешных» до тех пор, пока умные, образованные, культурные горожане не вернут этого город себе. Мы ведь все надеемся на лучшее?