Когда говорят, что объединяет народы Поволжья, то как правило - сначала вспомнят, что разъединяет. Потом кто-то с энтузиазмом, кто-но с неохотой начинает перечислять особенности менталитета, заимствованные слова, и т.п. Но, как правило, большинство лингвистических и культурологических фактов, большинство общих черт менталитета - это все последствия совместного проживания впритирку друг к другу в условиях враждебной и агрессивной ко всем своим народом абсолютно в равной степени среды - Российского государства :)
Сидя за монитором, найти что-то действительно архаичное - практически невозможно. На одних форумах одни татары ищут ногайских и монгольских предков, другие татары и чуваши - протоиндоевропейских, кряшены - кочевников-несториан, марийцы - мерян, мордва - хочет быть с Русью тысячу лет. Даже русские, и те - хотят выдрать именьковские культурные слои из-под булгарских городищ. Короче, никто не хочет искать общих корней и культурных слоев.
Но, кое-что, причем интересное для молодежи и потенциально модное таки нашлось!
Хорошая статья о волынках Волго-Камья есть здесь:
http://www.gulzada.ru/folk/08-volynki_Volgo-Kamiya.htmПолучается, существует инструмент, называемый практически идентично в татарском, чувашском и марийском языке, архаичный донельзя, но еще не утерянный, с некоторым ореолом романтики (если именовать его не пузырь, а волынка), роднящий древнюю общую музыкальную культуру Поволжья, считавшуюся по сравнению с современной татарской невыразительной и скучной, с музыкальными культурами Ирландии и Шотландии, вызывающими интерес на всех континентах!
Ну конечно же, как и шотландскую волынку, шыбыр надо уметь слушать! Не очень качественное музыкальное оборудование превратит звуки в редкостную какофонию. Однако, если все настроено качественно, то сочетание волынки с барабаном действует прямо как бинауральный ритм! Кажется, что где-то за пригорком стоит отряд свирепых черемисов не знающих границ добра и зла, готовый вот-вот выбежать и растерзать иноземцев. Но на самом деле марийская волынка - не боевая, она культовая, и видимо служила для создания специфических ощущений во время языческих камланий. Ну а для постороннего человека - совершенно пугающие звуки. Видимо не случайно христианские миссионеры стремились именно волынку изжить.
Послушать доступные в интернете образцы марийского шубыра можно здесь, а заодно посмотреть картины марийских художников:
Click to view