Вчера случайно оказался на льду Кабана. Раньше мне никогда не приходилось гулять таким образом. Я был приятно впечатлён и сегодня отправился туда уже с фотоаппаратом. Надо использовать возможность, пока лёд не растаял, и древнее озеро не показало свои мутные воды.
Специально для читателей неказанцев: Кабан - это гряда из трёх озёр в Казани. Есть Верхний Кабан, Средний Кабан и Нижний Кабан. В старом городе находится только Нижний, часто именно его и называют просто Кабан. Нижний Кабан соединяется протокой Булак с рекой Казанкой. Откуда пошло название «Кабан»? Я уже забыл. Гугл вам в помощь, только осторожнее там с историями про «князя Кабана». Еще про Кабан рассказывают, что на его дне лежит казна казанских ханов. Лох-несские чудовища зафиксированы не были, поскольку нашему городу вполне хватает крылатого Зиланта и названной в его честь горы.
Если серьёзно, то по одному Нижнему Кабану можно сделать целую экскурсию, с уклоном в этнополитическую историю Казани и всего Царства Казанского, ведь с 1552 года и до советской урбанизации Кабан вместе с Булаком служил естественной границей между татарской и русской частями Казани. Для краеведов я не сообщу здесь ничего нового, но потенциальным гостям столицы кой-чего может быть интересно.
Вот такой вид открывается, если встать в середине озера и смотреть на северо-запад, где из Кабана истекает Булак. Справа историческая русская часть Казани, а слева - татарская.
Желто-розоватый сталинский дом слева назывался раньше «Татваленок». До него здесь была церковь Четырех Евангелистов. Деревянный храм построили в Татарской слободе в середине XVIII века, когда Петербург проводил политику массовых обращений в христианство, в 1769 году построили каменных храм (в XIX веке он стал единоверческим), а в 1939 году этот самый дом для работников Казанского валяльно-войлочного комбината. Правее друг на друга накладываются золотые купола Тихвинской кряшенской церкви (там богослужение идёт на кряшенском языке), минарет и купол мечети «Нурулла» (она же Сенная мечеть), угловая башенка номеров «Булгар». До 1932 года там располагался Сенной базар, а номера «Булгар» известны тем, что там в № 40 жил и работал татарский поэт № 1 Габдулла Тукай. В частности именно там была написана поэма «Шурале». В 2008 году «Булгар» снесли как очередную «рухлядь», чтобы наш город стал более красивЕе и просторнее, а теперь вот восстанавливают. Еще правее здание Татарского государственного Академического театра им. Галиаскара Камала, построенное в 1986 году. Это главный театр всего большого татарского мира.
Главное здание ТГГПУ построенное к 2005 году, когда Педуниверситет преобразовали в гуманитарно-педагогический. Ныне ТГГПУ слили с КГУ и получился К(П)ФУ. Целая алхимия получается. Правее перспектива Булака.
Оставаясь на том же месте смотрим наллево. Это набережная Шигабутдина Марджани - витрина Старо-Татарской слободы. Слобода эта зародилась уже вскоре после завоевания Казани Москвою, когда город и посад заселили русские. В последние 20 лет повдерглась всевозможным и систематическим актам вандализма (это подчёркиваю, чтобы опровергнуть миф «татары уничтожают русский город»), но витрина её выглядит сносно. Мечеть - самая старая в Казани, построена 1766-1770 годах. В то время в России окончательно утвердилась Гольштейн-Готторпская ветвь Романовых и казанская царица Екатерина II, понимая негативные стороны политики массовых обращений в христианство, прекратила гонения на ислам. Мечеть называли Первой соборной, Юнусовской и Господской, теперь называют аль-Марджани в честь будителя татарской нации, богослова, учёного и педагога Шигабутдина Марджани. Он служил здесь с 1849 года и открыл при мечети медресе, где впервые в подобной школе преподавались светские европейские науки.
Сейчас это зеленое здание называется Казанский колледж технологии и дизайна, а с 1755 по 1800 годы на его месте размещались легендарные Новокрещенские школы с церковью праведных Захарии и Елисаветы. Туда забирали мальчиков из новокрещеных татар, чуваш и марийцев, чтобы приготовить из них священников. Местоположение школ специально выбирал антигерой татарского национального нарратива епископ Лука Коношевич. Порядки, царившие в Новокрещенских школах мало отличались от других российских школ того времени: битьё, антисанитария, побеги, смертность. Но, учитывая, что отроки обучаемые церковнославянской грамоте, толком и по-русски говорить не умели, что они были оторваны от своей родной среды, можно представить как им тяжко было. В общем, проект провалился. Ныне существующее здание построено к 1872 году для Казанской учительской семинарии. В этом учебном заведении гениальный лингвист, миссионер, педагог, отец-основатель нескольких современных наций Ильминский готовил будущую интеллектуальную элиту христианских народов всего большого Идель-Урала. Закрыли семинарию в 1918 году. Слева виден минарет Апанаевской мечети, это вторая по возрасту казанская мечеть, построенная в 1768-1771 годах. Называется по фамилии татарской купеческой династии Апанаевых.
Что видно на правом берегу Кабана? Едва виден Петропавловский собор 1726 года постройки, бывшее здание «Татэнерго» 1950 года постройки, вдали высотный физический корпус Казанского университета, красная колокольня Богоявленского собора (того, где крестили младенца Федора Шаляпина), новое здание «Татэнерго» выросшее лет 10 назад, после длительного долгостроя.
Типичная Казань начала XXI века, «неимущая вида» как поётся в той песне. Желание фешенебельного небоскреба рядом с красно-кирпичными новоделами, еще что-то a la «таинственный и чарующий Восток», еще что-то со времен Брежнева. Высотное здание - это Гранд Отель Казань на ул. Петербургской. Совсем незаметен парк «Миллениум» разбитый к 1000-ю Казани на месте малоэтажной застройки. Прежде на этом месте проходила улица Пески. Слышал, что в старину там была наибольшая концентрация борделей и проституток, вроде как наш квартал красных фонарей.
На возвышенности стоит старинное дворянское гнездо - усадьба Чемезова, а по склону лет 200 назад спускался роскошный сад с памятником Ричарду Львиное Сердце. На фото хорошо получился Римо-католический костёл Воздвижения Креста Господня, построенный к 2005 году. Невозможно не заметить казанский «Баскет-холл» - домашнюю арену УНИКСа.
Старый город практически закончился. Это перспектива улицы Марселя Салимжанова (названа именем главного режиссёра Камаловского театра). Слева дорогой mall «Сувар-Плаза», справа выглядывает Закабанная мечеть она же Мечеть 1000-я принятия ислама. Уникальна тем, что построена уже при советской власти в 1924-1926 годах, с личного разрешения Сталина, в честь юбилея принятия ислама волжскими булгарами. Правда, уже через несколько лет её закрыли. Татарский национальный ренессанс после октября 1917 года был недолгим.
Та сторона Нижнего Кабана, где дымятся трубы химзавода и пролегает железная дорога на фотографиях не вышла совсем. Пока же фотографировал изрядно замерз. Хотя солнышко греет и небо голубое, где-то на середине озера начинает дуть холодный ветер. По пути встретил одного прохожего. Он принял меня за корреспондента и сказал, что под железнодорожным мостом куда-то пропали утки. Я припомнил историю с лебедями на Булаке, которых съели бродяги. На том и разошлись. По проторенной тропке я возвратился на берег, получив удовольствие от прогулки. Думал, что Кабан - это зеркало русско-татарских противоречий, ведь каждая из сторон старалась отвоевать себе форпост на противоположном берегу озера. Уже много десятилетий Кабан больше не разделяет два народа, но противоречия живут в головах. Другая мысль была о том, что застройка берегов Кабана - архитектурный винегрет, а ведь можно было застраивать с учётом ландшафта, сберегая старину, создавая новые уютные уголки и прочая и прочая.