Aug 19, 2011 14:04
Наверняка очевидцы событий 20-летней давности возразят мне, но из теперешнего далёка общественно-политический расклад в Татарстане конца 80-х - начала 90-х видится мне следующим образом:
1) Тогдашнее демократическое движение в республике было беременно популярной сейчас идеей национал-демократии. Свобода и демократия, у участников этого направления отождествлялись с Россией и русским, хотя и татар среди них было немало. Помните по всей Казани были надписи «Мы - Россия»? «Ельцин», «Россия», «Свобода» противопоставлялись татарской партноменклатуре, сепаратизму и национализму. «Суверенный Татарстан» (рифма «бантустан») представлялся отсталым заповедником советской архаики, да еще к тому, же и русофобским. Базовые ценности этого направления были русские, выраженные на русском языке.
2) Союз советской элиты ТАССР и татарского национального движения, по сути, был локализацией «красно-коричневой» идеи на татарской почве... Красно-зелёной, если посмотреть на флаг РТ. «Национально-освободительный» пафос и советский менталитет роднят сложившийся с Татарстане блок Обкома и Площади, с бесконечным количеством «Фронтов национального спасения», «Союзов офицеров» и других «национально-патриотических сил» в России. Разница в том, что у постсоветских нацпатов враги - «жиды», «дерьмократы» и «банда Ельцина», а у татарских националов враги - это «манкурты» и русские или, если сказать политкорректнее, - «империя». Ну, и главное отличие в том, что советские нацпаты так и остались политическими лузерами, а у нас они «оказались» у власти.
В таком состоянии две политические силы просуществовали совсем недолго. Площадь Свободы, где отжигает Фаузия-ханум и раздаётся дружное «Азатлык!», оказалась не нужна Обкому, когда он добился своих политических и экономических целей. Спаситель Ельцин оказался щедрым раздатчиком суверенитета, а вовсе не лидером той «Мы-России», которую ждали русскоязычные демократы Татарии. Радикализовались и маргинализовались оба национальных движения: кто в джихадизм, кто в национал-социализм.
В тексте много кавычек. Они неизбежны при описании политических реалий «переходного периода».
история,
политика