В эмиграцию с «самоваром»: китайская семья в Аризоне.

Nov 07, 2017 19:13

В конце мая 2017 года мы с Робертом просматривали комнаты под сдачу в Chandler. Требовалось уложиться в бюджет $500-$1000 с депозитом, расстояние - не более 10 миль от работы (чтобы в крайнем случае можно было использовать велосипед).

Вариантов оказалось всего четыре:

1) закуток чуть больше размера кровати queen size у адвоката по бракоразводным делам за $500 в месяц;

2) темная, неуютная, но просторная комната ценой в $560, обставленная в индейском стиле, у незамужней средних лет американки (она еще хотела $100 за background check с возможностью отклонения моей кандидатуры, как говорится, десять старушек - уже рупь);

3) гадюшник в полузаброшенном и давно не ремонтированном доме от пидороватого вида армянина в красных шелковых шортах (он работал в строительной индустрии) - уже за $575-$600 плюс столько же в качестве депозита;

4) и, наконец, вариант, на котором я остановилась: по-спартански очаровательная спальня на втором этаже особняка с почти собственной ванной комнатой в придачу - всего $500 в месяц и, как потом выяснилось, $500 - залог.

Объявление на Craigslist.org было на китайском языке, но цифры разглядеть труда не составило. Я попросила Роберта позвонить по указанному телефону, и нас пригласили на смотрины.

Двухэтажный особняк был расположен в тихом, спокойном, ухоженном районе на пересечении E Ray rd и N McQueen rd по адресу 1119 E Park Ave, Chandler, AZ 85225 рядом с «Dollar Tree» и моим любимым продовольственным магазином «Safeway». До ближайшей автобусной остановки на Chandler blvd  - 30 минут пёхом, но что поделать, на 5 миль ближе к работе - на $150-$200 дороже.

Нам открыл дверь хозяин дома, босой китаец, и пропустил вовнутрь. При входе меня и 87-летнего Роберта попросили снять обувь. Sassy выставили за дверь, чтобы она не попортила ламинат и не разбила антикварные вазы. За время нашей недолгой беседы она в полной мере успела оценить газоны, усыпанные камушками, погонять бездомных котиков, попить водички из лужи (не спрашивайте, откуда я это знаю), но, соскучившись пребыванием в неприлично приличном районе, как мышь начала царапать когтями входную дверь.

На фоне традиционных американских свинарников дом потрясал своей чистотой и аккуратностью. Первый этаж занимала столовая с резным натурального дерева полированным  дорогим обеденным столом на 6 персон,  застекленным антикварным комодом и… горой картонных коробок в углу (со слов китайца, их оставил предыдущий арендатор и вскоре должен забрать); кухня с диванной зоной и огромным плазменным телевизором, а также гараж на две машины. На втором этаже располагались спальни.

Хозяин принимал гостей: подругу жены (супруга на две недели уехала гостить в Калифорнию) и ее спутника - серба. Китаец говорил на американском исключительно плохо и признался, что  жена также почти не знает языка, он сжал пальцы, как будто держал в них фасолинку, и произнес: «Тсють-тсють» . Обязанности переводчика-переговорщика в рамках дипломатического протокола взяла на себя интеллигентнейшего вида подруга жены.  Мне выразили глубокий респект как представителю государства, возглавляемого влиятельным и уважаемым в Китае президентом,  мистером Путиным. Подчеркнули, что наши две страны - могущественные партнеры и союзники. Упомянули мой родной город, Санкт-Петербург, причем исключительно в превосходных тонах. Я же выразила свое почтение Китаю, как сильнейшей экономике мира, захватившей первые строчки рейтинга без единого выстрела. А также отметила, что наслышана о перфекционизме китайцев, стремлении добиваться максимально возможных результатов в любой области будь то спорт, образование или музыка. Подчеркнула, что испытываю неподдельный интерес к 5000-летней культуре их страны. Рассказала, что в Финиксе обожаю посещать chinese Hibachi Super Buffet на S Alma School rd и в восторге от сервиса, ассортимента и качества еды (что было абсолютной правдой: во время пребывания в шелтере это был единственный доступный способ поесть нормально, и я на сраные $9-$12 уминала суши, устрицы сырые, устрицы запеченные с сыром и кинзой, креветки жареные, запечённую рыбу, курицу в кисло-сладком соусе, свинину, всевозможную выпечку, салаты и фрукты - да, на голодной мне много денег не сделаешь).

Подруга семьи провела меня по лестнице наверх и показала сдаваемую комнату, скромную, но чистую и аккуратную, с небольшой кроватью, двумя столами и встроенным шкафом для одежды. Ванная считалась гостевой, но в отсутствие посторонних она целиком и полностью отдавалась в пользование съемщику.

Мы еще раз переговорили с хозяином дома. Он признался, что любит готовить и поинтересовался, нормально ли я реагирую на запахи, скажем, жареной свинины. Я со своей стороны спросила в лоб, работают ли они с женой, поскольку ситуация с бьющим баклуши семейством Lenndy меня уже достала до печенок, хотелось банально высыпаться. Китаец заверил меня, что и он, и его жена не просто работают, а въебывают от заката до рассвета. Настало время прощаться. Роберт, поддерживаемый под локоток китайцем, с трудом надел кроссовки, Sassy тусила рядом с ним и по обыкновению кривила мордочку - бросили ребенка одного на опасной улице. Уже стоя снаружи, я еще раз отметила, что уважаю трудолюбие самой многочисленной нации мира и пошутила, что на Дальнем Востоке многие русские женщины предпочитают выходить замуж за китайцев, так как те мало пьют и много работают в отличие от. По лицу хозяина дома скользнула неясная тень, я автоматически ее зафиксировала, но тогда значения не придала.

Встреча, прошедшая на высоком правительственном уровне, завершилась обещанием вынести решение по моей кандидатуре в двухдневный срок (китайцу требовалось переговорить с женой).

Через день я получила SMS с подписью: Mr. Li, Mrs. Li о том, что моя персона одобрена. Мы с Робертом снова отправились в путь - подписывать договор. Как оказалось, китаец забыл упомянуть, что к оплате за месяц требовался депозит в размере $500, причем на полном серьезе предлагал мне расписку, исполненную китайскими иероглифами. Я привезла с собой договор аренды буквально на две странички, но, увы, хозяин дома осилить письменный английский не смог и использовал опцию «звонок другу». На зов практически сразу примчался худосочный китаец в очках, похожий на Умного Кролика. Я попросила его на оборотной стороне соглашения расписаться в получении денег и предъявить ID. Тот достал документ из бумажника и помахал перед моим носом, так и не дав в руки, моё ID они вычитывали побуквенно. Китаец после согласования с другом изобразил подпись на договоре и слился играть в теннис.

В начале июня 2017 я переехала в новое жилье. Роберт, казалось, был счастлив. Меня же терзали смутные сомнения.

Первые две недели я не испытывала никаких затруднений совместного быта. Немаловажную роль играл и мой искренний интерес к чужой многовековой культуре. Как и многие еврейские эмигранты, осевшие на Брайтоне и поныне живущие в СССР, мой лэндлорд привез Китай с собой - так и не смог его покинуть. По всей видимости, сказалось и плохое знание английского. Весь круг общения Mr. Li составляли соотечественники, проживающие в США. Календарь с красным петухом, висящий рядом с входной дверью (как древний талисман, защищающий от огня), был на китайском, стратегический запас рисовой 50% водки, соусы, чай, сигареты, лекарства - все с отчизны. Даже газеты, которыми он выстилал полки в шкафах, пестрели иероглифами. Кухонная утварь также свидетельствовала о верности Родине: нож-тесак с кракозябрами, фарфоровые ложки для супа, деревянные палочки для еды (вилки в их семье не использовали), маленький глиняный китайский заварочный чайник. Рядом с раковиной на кухне стоял держатель для посудных губок и щеток: луноликая свинка с азиатскими раскосыми глазами - я оттирала ей грязные ушки и пятачок, поскольку вся уборка в доме сводилась к мытью пола раз в неделю.

Мой китайский лэндлорд был забавный парень. Я не знаю, на каких условиях и с какого рожна его семья из двух человек сняла двухэтажный дом в Chandler, но экономили они на всем жутчайшим образом. Вместо мусорных пакетов использовались пакеты, оставшиеся после походов по магазинам. Посуда мылась в старом пластиковом неаппетитного вида тазике. Еда, моющие средства и прочие хозтовары приобретались либо в «Dollar Tree» по соседству, либо в мексиканском «Food City», где лук, картошку и бананы удавалось купить со значительными скидками. Кондиционер в доме был установлен на плюс 29 градусов по Цельсию. Потому китаец ходил в одних спортивных шортах, стуча голыми пятками по ламинату как ежик и выпятив вперед слегка беременный живот - и все равно пот лился с него ручьями.  В таком минимально возможном облачении он напоминал пластикового пупса. Его скромный гардероб состоял из пары-тройки синтетических шорт и спортивных маек.

Mr. Li гордо презентовал себя тренером по теннису, но признался, что платят ему исключительно по желанию, иногда просто отоваривают подарочными картами. Несколько сетов в неделю со знакомой девочкой-подростком - вот это и была его так называемая «работа». Выпив, он любил рассказывать, какой он трудолюбивый человек: «I work hard!» - заявлял он с искренним пафосом и умилением собой, а мне слышалось «I work hot» (в Аризоне - южно-американское произношение, потому вместо «хот» звучит «хат»). Учитывая погоду, то было несомненно…

Что же касается персональных заёбов - тут он ничем не выделялся на общем фоне: за едой не чавкал, правда, чихал заразительно и на весь дом, кричал как оголтелый (китайский в силу обилия гласных и широкого высотного диапазона напоминает звуки ночного зоопарка), шумно хлопал дверьми. В свободное время (то есть, практически весь день) он непрерывно смотрел на компьютере китайское кино и мультики - без наушников, на полную звуковую мощь. Его «рабочий кабинет» располагался на втором этаже, рядом с лестницей, между комнатами, и вся мизансцена отдаленно напоминала общежитие с вахтером.

За ним со всей очевидностью водились два маленьких грешка: он был мастером «заливать» - не в смысле за воротник (хоть и это тоже), а в смысле самопрезентации. Он мне рассказывал, что долго прожил в Нью Йорке, вкалывал разнорабочим 5 лет без праздников и выходных, в любую погоду пёрся на велосипеде, сквозь снег и дождь, стекающий по его усталому мужественному лицу. И вот он - заслуженный  и заработанный дом в Аризоне. Дочь Mr. Li окончила колледж и свалила обратно в Китай: со слов папы, ей не нравилась Америка. Так и остались они с супругой вдвоем бобылями в огромном двухэтажном доме.

Все оставшееся от просмотра кино время Mr. Li проводил на кухне: лепил вареники и пельмени, жарил в духовке арахис, пересыпанный сушенным чили, свиные ребра в гриле. Еда тщательно фотографировалась и выкладывалась в его инстаграм, в котором китаец проживал активную , успешную и яркую удавшуюся жизнь. Вот Mr. Li берет уроки воздушных полетов на аэроплане у соседа-индуса, Mr. Li тренирует благодарных учеников, Mr. Li на фоне роскошного дома, Mr. Li с ружьем охотится на дикого кабана. Море фотографий еды: Mr. Li  не сидит месяц на мешке риса, как многие в Китае.

Специально для гостей он берег пельмешки, начиненные цельными креветками, диковинных раков-омаров (после одной из трапез у Mr. Li обнаружилась на них аллергия и он бегал по дому как после скипидарной клизмы - чешущийся и покрытый красными пятнами с головы до ног). Однажды я открыла дверцу холодильника и на меня уставились сотни черных бусиничных глаз: там лежал полиэтиленовый пакет, набитый странными креветками-рачками, размером с  половину тушки южного таракана.

При въезде в дом меня изначально волновали два момента: возможность спокойно спать и приготовить себе завтрак-ужин. В отсутствие супруги китаец уходил со своего «дежурного поста» в спальню в 8 вечера, когда и я (вставать приходилось в 4 утра). Ситуация радикально осложнилась после возвращения из Калифорнии его жены, миловидной хрупкой женщины. Бедная тетка все время проводила на работе: 7 дней в неделю с 10 утра до 10 вечера - массажировала ступни клиентов. Приезжала, хлебала холодный супчик из отвара серого цвета и разболтанного в нем яйца и брела в душ. Муж ждал ее, потому смотрел кино до 11 вечера, использовать Bluetooth гарнитуру, вполне вероятно, ему запрещал буддизм. Беруши не спасали, я мучилась и не могла уснуть.

В выходные на кухню стало не попасть: супруги поднимались в 7 утра и шли готовить завтрак - вплоть до 10. Потом подтягивались друзья-собутыльники. Распространено заблуждение, что китайская еда - это пища быстрого приготовления. Так вот большой жирный фиг. Я не знаю, как они ухитрялись убивать  1,5 часа на scrambled eggs с паприкой, вареный рис и обжаренную картошку (китаец рубил ее мелкой тонкой соломкой, а потом бросал на вок-сковородку в кипящее масло и перетряхивал содержимое несколько раз, на вкус она оставалась сырой и крахмальной) - но определенно, им это удавалось. Сначала они готовили кучу провианта: по народной китайской традиции необходимо показать «богатство» дома, то есть навалить в огромную тарелку еды с горкой, а потом подъедать ее несколько дней. Затем как еноты быстро полоскали посуду в голубом тазике. Оставшееся время - трепались по телефонам. Все это само по себе, конечно, не преступление, но одна из ключевых особенностей очень многих домов в Америке - убогая маленькая тесная кухня, где есть плита, мойка и небольшой столик-столешница, на котором толком даже тесто не раскатать. Двум кулинарам в таком ограниченном пространстве уже на разминуться, а сесть так и вовсе негде - китайская семья занимала оба барных стула: ютились как воробьи на жердочке. Как я и предполагала, обеденный натурального дерева стол предназначался исключительно для собирания пыли.

Вечером, когда я возвращалась с работы, Mr. Li, как правило, сидел на кухне с водкой в стеклянной стопке с видами Сан Франциско (а кто в эмиграции не пьет?!) и ковырялся в омлете. Приятного мало: ужинать, когда на тебя дышат перегаром, приправленным шлейфом дешевого одеколона и запахом побывавшего на жаре в синтетической одежде тела, не слишком комфортно. С меня хватало и кожаного дивана, единственным предназначением которого было служить опорой для белых хозяйских носков.

Но и это не главное: периодически Mr. Li готовил китайскую закусь. Это могли быть пересыпанные солью огурцы, высушенные прямо на плиточном полу заднего двора. Со временем в ход пошло и коронное национальное блюдо: черные яйца. Как я поняла из интернет рецептов, он наливал в кастрюлю бальзамический китайский уксус, добавлял туда водку, убойно пахучий набор трав и приправ, кидал яйца и варил все это зелье минимум 15 минут, в остывший рассол кидался до кучи еще и чеснок. Вытяжка не спасала. Температурный контроль кондиционера был установлен на высокую температуру, притока воздуха в дом не было, под спальнями, в гараже, хранились два мусорных бака, вытряхиваемые спецтехникой раз в неделю (ни боже мой в престижном районе испортить панораму), вонь летом стояла неимоверная, в сочетании же с фирменным древним азиатским рецептом (по некоторым версиям они эти яйца еще и в моче варят) это была уже не комната, а натуральная душегубка.

PS: Помните коробки при входе в гостиную? Они за 4 месяца так никуда и не переехали. А подруга семьи оказалось женой богатого предпринимателя из Калифорнии.







я, США, США 2017, rent, Аризона, usa, общество США, аренда в США, usa society, Финикс, arizona

Previous post Next post
Up