Оригинал взят у
novayagazeta в
В Россию поступили первые «груз 200» из Украины В Россию начали доставлять тела российских граждан, погибших в боях на Юго-Востоке Украины. В ночь с 29 на 30 мая украино-российскую границу пересекли первые два грузовика с телами погибших россиян.
О скорбном эшелоне сообщила фотожурналист Мария Турченкова, которая в числе других корреспондентов по просьбе руководителей Донецкой Народной Республики сопровождала рефрижераторы от Донецка до таможенного поста «Успенская». Вечером 29 мая на этот пункт прибыли две фуры (в каких обычно перевозят скоропортящиеся продукты): на бортах автомобилей красной краской были нарисованы кресты (медицинская эмблема) и черной краской - крупные, хорошо различаемые цифры «200». Автомобили везли из Украины в Россию 31 гроб наклейками «ДНР». В гробах - останки граждан РФ, принимавших участие в боях на Юго-Востоке Украины.
По словам Марии Турченковой никто из украинских пограничников не был предупрежден, что будет особый груз: таможенники и пограничники выполняли необходимые «мирные» формальности в обычном порядке. После выполнения процедуры автомобили с первым «грузом 200» в ночь на 30 мая отбыли в сторону российской границы.
Однако до сих пор в Ростовской области мало кто вообще что-то знает о первом похоронном эшелоне.
Руководитель пресс-службы Южного таможенного управления раян Фарукшин сказал, что не располагает информацией о прибытии двух грузовиков с красными крестами и цифрой «200» на бортах через пункты пропуска на территорию РФ.
В военкомате Ростовской области сказали, что впервые слышат о «грузе 200», поступившем в Россию из мятежных областей Украины:
- Если бы в конфликте участвовали солдаты из наших частей (дислоцированных в Ростовской области) или жители области, то тогда наши структуры бы занимались приемом тел, передавали бы их на хранение в морги, при необходимости проводили бы медицинские экспертизы и/или опознание, сообщали бы о смерти солдата родственникам, организовывали бы захоронение. Но в украинском конфликте российские армейские и силовые подразделения не участвуют.
Бывший руководитель 124-й лаборатории (занимается опознанием тел солдат, погибших в военных конфликтах) Владимир Щербаков также сказал, что ничего не слышал о прибытии на территорию Ростовской области тел россиян, убитых в боях на Украине.
- Маркировка «200» принята в российской армии, так обозначают транспорт, в котором перевозят тела погибших. По идее эти автомобили - так сказать гражданские, и принимать их на российской стороне могли гражданские структуры. Если среди погибших есть неопознанные трупы, то тогда требуется экспертиза, которую может провести и частная структура.
Сам Владимир Щербаков сейчас возглавляет одну из таких структур - ООО «124Lab», но к нему пока никто за экспертизой не обращался.
- Обычно, когда из-за границы поступает гроб с покойником, то порядок такой: после выполнения таможенных формальностей, тело прямо у границы принимают родственники или похоронная структура (по доворенности от родственников покойного), - объяснил руководитель таганрогского бюро «Похоронно-ритуальных услуг» Александр Кондратьев. - Если тело неопознанное, то его отправляют в морг для проведения судебно-медицинской экспертизы. На установление личности покойного отводится определенное время, обычно это месяц. Если личность не удалось установить, то тело так и хоронят как неопознанное.
Таганрог - ближайший к успенкому таможенному посту город. По сведениям Кондратьева информации о том, что в городском морге находятся тела россиян, погибших в боях на Украине, нет.
Владимир Щербаков высказал мнение, что, возможно, большинство тел уже отправили родственникам погибших:
- Из СМИ известно, что воюющие там россияне имеют при себе документы, и в случае смерти, установить место жительства их родственников, наверное, не трудно.
Единственным, кто косвенно подтвердил, что в Ростовской области все-таки остаются тела погибших в военном конфликте на Украине, оказался руководитель ростовского представительства Донецкой Народной Республики Эдуард Попов. На вопрос о прибывшем из Украины «грузе 200» он ответил так:
- Извините за цинизм, но я слава богу этим не занимаюсь. Им занимаются другие люди. Какие - я точно не знаю и контактов у меня их нет.
Виктория Макаренкособ. корр. «Новой» в Ростове-на-Дону
Груз 200. Продолжение