Декоративность

Nov 14, 2006 14:46


Отделим ли декор от формы и функции?
Это зависит не от декора, но от формы и функции. Определенная пространственная композиция диктует использование декора. Обыкновенно он занимает подчинённое положение. Это аранжировка и костюмы к пьесе. С ними обычно нагляднее, но можно обойтись без них. Мало это много или мало это скучно?
В эпоху историзма декор приобрел известную самостоятельность, его просто отпустили на волю. Строительные и инженерные инновации, новые способы использования стремительно меняли пространственные решения зданий. А декор не успевал, формально подчинённое его положение в результате вылилось в свободу творчества и дало стиль модерн с его множеством подстилей, каждый со своим языком. Претензии к историзму и эклектике обычно сводятся к констатации заимствований, эклектика не стиль вовсе - это просто прием, вынужденный причем, оправдываемый или скоростью изменений в строительстве и инженерии или даже не пластическими, но политическими соображениями («почвенные» заимствования, такие как мудехар и русский стиль).
Достижения в строительных и инженерных технологиях, развитие массового производства, мощная индустрия моды - всё это во второй половине XX века дало похожий эффект. После модернизма, первого использования новых достижений появился так называемый постмодернизм. К 1950-м годам оказалось, что передовые пространственные и функциональные решения Авангарда стали рутинными, слишком простыми и однообразными. Многие решения, появившиеся как требования функциональности стали декором, специфическим, не заимствующим в прошлом. Выступающие плиты и контрфорсы, жесткий ритм бетонных колонн и ребер - это назвали брутализмом и продержался он недолго., больше по инерции.
В 1970-е Фостер и Роджерс обновили, создав ещё один декоративный язык - хай-тек. Здесь вместо акантовых листьев и скульптуры - открытые механизмы и инженерное нутро зданий. Этим увлекались и в 1920-е, но не в таком масштабе. Обывателю же настолько чужды, как и голая эстетика классического Авангарда, так и вычурная техническая эстетика хай-тека, чтобы он быстро повелся на веселые картинки поп-дизайна и постмодернистской архитектуры. Новый «несерьезный» красочный облик зданий и предметов появился маргинального малотиражного итальянского дизайна и оформления клубов и дискотек. Метод этих, тогда молодых архитекторов и дизайнеров - это игра и коллаж. Смешение разных структур, игра с масштабом, запутывание зрителя, использование массовой культуры, кино и телевидения. Да они так и не смогли создать стройной позитивной программы, но они обогатили язык, показав, что если сделать форму без декора не сильно проще чем форму с декором - то лучше делать с декором. Это и протест против безликих зданий из стекла и бетона, одинаковых по всему миру и против бездумного копирования старины, фальши «фасадизма», и стремление затронуть всю жизнь людей, не «серьезной» миссией воспитания нового человека, но хотя бы игрой.

дизайн, диссер, архитектура

Previous post Next post
Up