В апреле мы сделали с издательством Tatlin внезапные книги про четыре российских аэропорта, точнее архитектуру их аэровокзалов к пятилетию Аэропортов регионов - их управляющей компании. Ещё марте ещё жду звонка от Эударда Кубенского, директора издательства, архитектора (они делают другую мою книгу, мы им пишем про авангард и современную архитектуру), но звонок оказался другой: «- Николай, а чем вы заняты в апреле?». «- Да не много чем, а что?» «- Есть проект, срочный!» В результате, я снимал и писал историческую часть текстов, про современность уже никак не успевал т.к. за месяц нужно было везде побывать (до этого я только через «Кольцово» летал один раз и через старый ростовский аэропорт полтора), снять и кратко, но ёмко написать.
Книги вышли вот такие - коробка, четыре цвета и коды аэропортов на обложках. Внутри графика, немного старых фотографий, съёмки, сделанные сразу по окончанию строительства (не мои) и мои, сделанные для этих книг специально. Работать наскоком в крупных аэропортах вообще сложно - досмотры, безопасность, много согласующих каждый шаг инстанций, большая благодарность тем, кто встречал и сопровождал на местах и курировал из головного офиса AR в Москве - попал почти везде.
Архитектура современных российских аэропортов на примере четырех, вошедших в издания показывает, что могут, когда хотят - они вполне на мировом уровне, что касается и общей организации работы и наличия художественного образа - нельзя, конечно, сказать, что у позднесоветских аэровокзалов ничего этого не было, но часто бездарная эксплуатация и приспособление под новые нужды сделали своё чорное дело. Взять тот же аэровокзал в Ростове-на-Дону - архитектурно он был одним их самых передовых для СССР 1970-х - но телетрапы не завезли, в 1990-е остеклили открытые террасы, новые требования как безопасности, так и таможни ввиду международного статуса убили параллельную схему организации потоков и т.д. и т.п.
Новый аэровокзал Ростова, «Платов» только строится, открывается он в декабре, в апреле же стройка была ещё в «грязной» стадии - только залили бетон смонтировали стальные несущие конструкции, повсюду сварка меньших элементов, с зенитного фонаря, идущего поперек всего здания сыплются искры, вот-вот привезут телетрапы, обшивка есть только в одном крыле. На рендерах он, как всегда, сияет, внутри же читаются только крупные пространства и общее зонирование - и да, конечно, открытые V-образные несущие конструкции кровли. Другие здания - офисы, грузовой терминал, «собачатник» гораздо проще по своей архитектуре, да и их никто и не смотрит обычно, не для пассажиров они.
В Нижнем Новгороде новый терминал открылся полтора года назад, ещё не везде успели испортить коммерсанты своими аляпистыми вывесками и киосками, но они стараются. При мне как раз все готовились к открытию международной части, так что я её не видел, говорят не отличается в целом от внутренних линий. Много красивого стекла, много места (т.к. мало рейсов) в «грязной» зоне, очень красивый бизнес-зал, камерный, может чуть похожий на ночной клуб, можно забыться и не улететь, наверное. В остальном всё строго - белые стены, белые крашеный метал, черная мебель, зал ожидания с видом на площадь. Рядом старые терминалы и советский 1960-х, и новорусский 1990-х, по-своему смешной, пример Поволжского постмодернизма, как я его называю. Сталинского времени здание очень красивое стоит у въезда, встречает, хотя совсем маленькое, можно и пропустить.
В Самаре терминал открылся в 2015 и уже совсем обжитой, большинство видов главного зала в книге не мои - снимали сразу ещё чистым, сейчас больше рекламы и прочей мишуры. Что любопытно, архитекторы избавились заранее от вечно напоминающих киоски вещевых рынков офисов авиакомпаний - нет не выгнали - забрили всех под одинаковое матовое стекло и стандартные таблички. Отдельный квест найти вход на этот этаж-галерею. Космический же образ вполне удался - какая у нас там Самара столица запасная и космическая? Старый терминал Вагена Каркарьяна тоже на космическую тему, куда деваться, сохраняют для чемпионата-2018, а что дальше не знаю, внутри он ещё более старый, 1950-х включает.
В новом же алюминий снаружи, стальные же V-образные колонны, гнутые формы (хотя обшивка всё ж ломанная), единый объём зала с «дырявым» потолком - часть круглых дыр зенитные фонари, часть - подсветка, для экономии (sic!) не включаемая вся. Увы, здесь же видно не очень хорошее исполнение подшивки потолка, но образ всё равно очень эффектный. В бизнес-зал отдельный лифт, оттуда панорама на перрон, здесь свой немного ретро космический дизайн - кампсулы-кресла, молочный белый пластик, вотэтовотвсё - польская
«Сексмиссия» в декорациях соответствующих. Здесь же в Самаре ещё сходил поснимать зал на сортировку багажа - целый заводик с транспортерами, тягачами и т.п.
Первый же аэропорт в хозяйстве AR - «Кольцово», тут типовой сталинский, превращенный внутри в VIP, и новый 2000-х, переживший ещё одну, вполне на пользу, реконструкцию. Большой, мощных, но скучноватых форм, из нескольких залов в анфиладе. Бизнес-зал как ночной клуб, (заблудиться можно), и длинная же, раскрашенная цветным стемалитом колонн и стеклом окон анфилада зала вылета. Тут сходил в ангар «Урала» - домик с двускатной крышей под 9 (девять) тристадвадцатых (Airbus A-320). Сейчас стояло только пять, масштаб понятен и на ваших там МАКСах его не ощутить.
Ещё картинок немного тут:
P.S.
Увы, книги выпускались на корпоративные подарки и где взять - не знаю.