Мистер Пронька

Oct 02, 2014 09:10

1. Сказки Шергина в СССР стали основой для нескольких мультфильмов, включая всем известное "Волшебное кольцо". Характерной особенностью Шергина было осовременивание сказочных сюжетов, с заменой нечести на иностранцев, а волшебства - на результат применения неизвестных русскому человеку западных технологий. В его изначальной версии "Волшебного кольца" ("Ванька Доброй") змейка была американкой, а волшебные помошники - немцами. "А тебе открою свой секрет. Я есъ американска дама и побилась об заклад на миллион рублей, что год проплаваю в змеях. У нас есь знаюшши люди в Америках. Из мопсика человека, из человека кокушку сделают...". В "Проньке Грезном" американец выступает в роли сказочного чёрта-искусителя.

2. В основе "Проньки Грезного" лежит русская сказка "Неумойка", она же сказка братьев Гримм "Медвежья шкура". Судя по всему, по происхождению это немецкий сюжет - впервые он был записан Гриммельсгаузеном (автором "Симплициссимуса") во второй половине 17 века. Тогда речь шла о германском ландскнехте конца 15 века, который дезертировал после разгрома венгерских войск турками. Дальше обычная история - дьявол предложил герою бесконечные деньги в обмен на обязательство несколько лет не мыться, не молиться, не вытирать нос и не подтирать задницу. И если ландскнехт от подобной антисанитарии умрёт, его душа отправится к дьяволу. Но герой не умер, потому что он раздавал деньги нищим и просил их молиться за своё здоровье. Дальше понятно - герой встречает человека на грани разорения, спасает его при помощи бесконечных денег, а тот, в благодарность, клянётся отдать спасителю одну из трёх своих дочерей. Две старшие дочери, естественно, отказываются выходить замуж за страшного и вонючего бомжа. Младшая готова пожертвовать собой ради таинственного благодетеля и во исполнения отцовской клятвы: с точки зрения традиционной сказочной морали, она тут единственный положительный персонаж. К этому времени срок службы дьяволу подходит к концу, герой требует у дьявола превратить себя обратно в симпатичного молодого человека, после чего возвращается к своей невесте. Старшие сёстры понимают, что они навсегда упустили свой шанс на лучшую жизнь, и со злости кончают жизнь самоубийством; в более мягком варианте они просят, чтобы чёрт их забрал. В итоге, дьявол упускает одну душу (герой у Небес на хорошем счету - бедным помогал, нищие за него молились), но взамен получает две.

Сила этого сюжета именно в развязке. Классический дьявол предлагал исполнить любые желания человека в обмен на его бессмертную душу. Этот же дьявол делает ставку на стратегию непрямых действий. Действительно, достаточно открыть одному человеку неограниченный кредит, которого он вроде как ничем не заслужил, чтобы несколько других людей погубило свою бессмертную душу от злобы, зависти и ощущения вселенской несправедливости. Такому дьяволу не нужно никого обманывать - он вёл дела с ландскнехтом, и вёл их честно. А остальную работу люди сами сделали, по своей уродской природе.

(В общем, с тех пор этот сюжет дошёл из Германии аж до самых Филиппин. Любопытно, что когда писатель Итало Кальвино в пятидесятые годы двадцатого века издавал сборник "Итальянские сказки", он включил туда вариант сказки, очень похожий на отечественный, использованный Шергиным - королю нужны деньги на войну, для принцесс пишут портрет Вонючего Бомжа, и т.д.)

3. Возвращаемся к мультфильму и сказке Шергина...

http://gest.livejournal.com/1328028.html

цитаты, ссылки, мультфильмы, сказки, литература

Previous post Next post
Up