Передвижники и революционное движение. Введение

Mar 01, 2016 00:16



Почему я решил поднять эту тему и попытаться, в меру своих сил, её осветить, не претендуя на полноту обзора ни русской живописи, ни политических движений? Как вообще могут быть связаны свободное искусство и политический радикализм? И, наконец, в чем значение это темы для нас, для дня сегодняшнего? Мы смотрим в эту бездну как смотрели они на  допетровскую Россию. И что мы там хотим увидеть? Я хочу увидеть там себя, нас, Россию, которая стала другой, но осталась собою. Я хочу увидеть там причины того, что произошло потом и что, наконец, происходит в нашей жизни.

Передвижники не были революционерами сами, но тех и других связывает между собой единая судьба русской интеллигенции, они - звенья одной цепи. Подобно тому, как под солнцем на плодородной почве вырастают и прекрасные цветы, и могучие деревья, и деревья плодоносные - так на плодородной почве русской общественной жизни, проснувшейся в 60-х годах, под солнцем Пушкина и Белинского, вырастали разные деятели, но всех их объединяло то, что принято называть «духом эпохи». Речь идет об эпохе 60-х - 90-х годов XIX века. Дух этот - народничество как идея, как чувство и как действие. Народничество как идея - это идея о долге интеллигенции перед народом за своё привилегированное положение, за возможность «хоть частично человеческой жизни». Народничество как чувство - это сострадание ко всем бедным и угнетенным, к народу, который своими жизнями оплатил просвещение для узкого слоя интеллигенции. Народничество как действие - это широкое движение народных просветителей, земских деятелей, а также все политические движения, умеренные и радикальные, т.е. революционеры.

Почему я взял именно передвижников и революционеров? Потому что последние - это крайний полюс народничества как действия. Быть радикальным - значит понять вещь в ее корне (Маркс). Радикальный от лат. radix - корень. Поэтому чтобы понять дух эпохи, я присматриваюсь к революционерам. А художники-передвижники - это полюс народнического чувства, это лучший способ непосредственно ощущить дух эпохи. Связывает первое и второе идея, ведь мысль, прежде, чем стать мыслью, была чувством (Станиславский). Идея отражена в литературе и публицистике того времени, и к ней я буду постоянно обращаться.

Наконец, еще один вопрос, который я ставлю и ответ на который ищу - это состояние русской интеллигенции во второй половине XIX века и в начале века XX-го, до 1917 года. Великая Октябрьская революция - это ключ к последующей истории России, вплоть до наших дней, и катастрофа русской интеллигенции, значительная часть которой покинула страну, возможно, определила все произошедшее потом.

После этого краткого введения я перехожу к рассмотрению самой темы, которая окажется несколько шире и по времени, и по материалу, чем ожидается по названию.

Previous post Next post
Up