Гребно-моторно-парусный поход по низовьям Илети

May 02, 2024 20:31

Год назад Толя, когда мы сплавлялись по Илети от Стекловара до Красногорского, заметил: вот бы на такой широкой раме, да пройти еще и дельту Илети сразу после сплава. И мне почему-то захотелось так сделать. А поскольку 1) мы делали уширенную раму "Бимазы" сразу под возможность поставить парус и погонять по камышовому мелководью с ним 2) ходили летом именно на "Бимазе" с детьми по низовью Илети и через дельту в Русскую Луговую, то никаких вопросов не возникло - делаем комбинированный поход, в котором на каждый участок реки предполагается свой режим движения. На участке Красногорский-Исменцы - гребной. На участке Исменцы - Степанкино - моторный. Ниже, в самой дельте при попутном и умеренном ветре поставить парус, шверт, рули, оставить мотор и идти дельтой почти как яхта. Для этого все берется сразу, и на несоотвествующих этапах особо не мешает, ибо продумано.

Итак, от нас отпали, ввиду болезни и слишком сложного плана, ребята байдарочники. Мы только один катамаран, и 28-30 нас 4 человека (я, Лиля, Толя, Алексей), а потом 6 (Серега и Диляра садятся в Березниках-Исменцах).

28 весь день я развожу детей, езжу за вещами, парусами-рулями-швертами-прицепами в последовательности Зирекле-Портовая-Большая. Мы собираемся в 14, Толя успевает, пока я гружу машину, просверлить в шверте подходящие дырки - выявлено было в Свияжске, что без особого крепления к мачте он вихляет в сторону и не держится. Через два часа все есть и все готово, все загружено в машину и прицеп, и мы выдвигаемся. Прицепно-ларгусный способ поездки на сплав демотивировал к поиску автобусов, и мои искажения мне шепчут, что не только у нас: если раньше мне казалось, что везде автобусы со сплавщиками, то сейчас как будто нет, а кругом перегруженные автомобили индивидуальных групп, а еще в основном местных, марийских. Ну или много дней отдыха размазали кучный старт по времени и местам.

Мы приехали в Красногорский, с вечера заняли складку местности сразу ниже моста, где поставили палатки и загнали машину с прицепом. Я еще, пока ребята разбирались куда встать, сгонял в Пятерочку (никогда ранее мы близость населенного пункта в сплаве не эксплуатировали так яро, кстати, водка "ош арака", а вино "йошкар арака"). За мостом мы принялись прямо с вечера собирать катамаран, ребята на плитке сварганили приличный ужин (плитка спасала, делали салат, яишницу, индейку и вообще меню было только под конце макаронно-тушеночным). В ходе ужина как-то доигрались до поста за здоровье Федора Конюхова, о чем с укором вспоминали последующие вечера. Подклеили старую заплатку на пиллон. Я гулял по мосту, любовался на беседку, что заняла местная молодежь с гирляндами и пневматическими ружьями (девушки были в составе компании и в основном и стреляли). Потом они уехаи, мы легли спать. Ночью разбудил голос сирены - женщина вещала, "покиньте объект транспортной безопасности". Лиля испугалась, вдруг нарушители мы, но я успокоил - скорее всего какое-то животное спровоцировало спецзону где-то прямо под мостом. Потом эта сирена срабатывала на наших глазах почти рандомно)

Я проснулся раньше всех и прогулялся вниз по Илети, оглядев лавочки и беседки. Утром был вкусный и полезный завтрак, а я вовсю дорабатывал раму, используя складки местности как смотровую яму, и так мы смогли примерить шверт, сделать под его крепление дырки в раме, дополнительно скрепить еще несколько продолин и поперечин, что ранее я не соединял. Затем я поехал еще раз в Красногорский и в отличие от вечера предыдущего дня, в нем было мало янгстеров на мотиках, зато много "рабочей молодежи" за 50 на велосипедах. Мы ехали докупиться по еде и купить мне кроссовки вместо продырявившихся. В азербайджанистом магазине мне продали замечательные Рита за 1500, причем сначала я перекинул их на не тот номер, откуда после переговоров мне их вскорости вернули (изучив, нет ли каких схем мошенничества на базе этого, видимо). Продавец говорил по русски сразу с двумя акцентами, азербайджанским и марийским, и это прям был лингвистический оргазм )

Перед самым спуском, как мы притащили кат и навесили на него все наши пожитки, тут же спускала на воду оранжевый пакрафт пожилые мужчина и женщина, у которых была с собой тележка, на которой они привезли лодку, видать, с остановки или из поселка, и ее же везли. По их словам, они шли до Мазаркино, интересной поворотной точки на Илети, где собирались маевничать. Мы после их ухода собирались, наверное, еще час или два ) Алексей тщательно вязался, и я рад был, что с такой же тщательностью он делает айти-продукты в Ак Барс Банке.

И вот мы вышли, преодолели последние мели у берега и отошли. Идем, загодя маневрируя против торчащих коряг. Жарит солнце, на пиллоне можно развалисться. Лиля легла на сетку поперек катамарана (благо что он почти такой, как вдоль), и уснула там )  Впервые просто проспала гребной день ) Мы тихонько виляли по кривулинам. Проплыли то самое Мазаркино - увидели наших предшественников, они набирали в Илети воду. Видели разные притоки с пеной, пение лягушек из стариц. В Мазаркино были на берегу на лесной дороге машины и мотоциклы (а то это нацпарк, ага, но "попекозить" по лесным дорогам местные любят). Камни то ли от ГЭС, то ли от мельнице на дне реки у Мазаркино весной были не видны. В одном месте вышли на желтую стоянку - нашли в ельнике шикарно оборудованный бивуак (жаль для нашего плана рано). Потихоньку обгорало лицо ) Вот мы прошли пересечение газопровода, остатки старицы, где всегда стоят большие группы. Слева в какой-то момент мы поняли, что довольно высокая гора в лесу. Не как Кленовая, но как обрывы у Ошутъялы на Юшуте. Но замаскированная лесом, летом и не понять. Это со стороны Пекозы, примерно. Справа где-то были старицы под общим названием Ширлан, но на берегу ничего их не выдавало, берег в местах стариц был почти максимально ровный, рост деревьев тоже.

И вот в какой-то момент, километра за два до Коротково, мы решили таки искать себе стояночку, хотя для нашего плота Илеть была максимально негостиприимна: на травянистые луга она уже не выплескивалась, ощетинившись кустами на берегах (почти не было свежих песчаных отмелей, еще не заросших, как на Юшуте и выше по Илети). На меженный уровень с обнажающимися отмелями еще не опустилась. И вот мы заметили один пляжик, а после него, сделав разведку, нашли заросшую гриву и гавань у нее, куда не пришлось бы затаскиваться в крутизну. Там и заночевали, разнеся место стоянки катамарана, палатки под деревьями и кострище (готовое, не делали свое) метров на сто. Мимо берега Илети там проходила набитая мотоциклетная колея, Толя запереживал, не нагрянет ли лесник.

Мы сделали таки костер из валежника, сварили и пожарили на нем чай и ужин, немного пригубили. Нашли на дереве дату углем - за день до нас. Под вечер захолодало, даже похолоднее, чем в первый день (более теплый днем), пообщались еще чуть чуть и пошли спать. Лес там был очень красивый, много именно елей, сосны в меньшинстве. Для меня это признак "настоящей Марий Эл", а не "отатарстаненной Чодры" ))

Утром я проснулся пораньше и пошел в пешее путешествие в сторону Обшиярского куста деревень. Пошел по мотоциклетной колее. Первыми меня развлекли ёж и уж, о которых я снял видео в польском стиле (да, вот это вот, "курва ежик, курва ужик", причем змею я заметил уже во время съемки, а ёж от меня прятался сунув мордочку под ствол дерева). Потом я нашел поляну с дубами и пристегнутыми местными лодками, вполне узнаваемой местной конструкции (причем они там такие и металлические, и деревянные с заливкой эпоксидкой, видать традиция или рука одного мастера). Потом колея расширилась до автомобильной, прошла пески старой заросшей косы, а затем началось интересное. Я пересек ручей, видимо текущий из Кичиера, а точнее озера Чачук Ер (Татьянино). Там была красивая коричневая вода, заглубленная в  каньон метра два. Наверное, пока все вокруг резко тает, по этой речке можно сплавиться, в каяке и в шлеме, как это реально и по Сумке ) Правда течет она сквозь озера, и наверное через них не пробраться, они еще во льду, когда воды максимум. Я нашел экстрим переход по 2м бревнам и мотоциклетный по мостику из бревнышек. По нему прошел дальше, вглубь леса к Чачук ер не пробился, а вот дальше в сторону Коротково пошел полянами, о существовании которых летом не узнали - Илеть-то ниже, а что по ее краям не понять. Был там единственный встречный, рыбак на велике. Поляны были красивы, особенно на фоне реки. Там еще загадочный засаженный соснами холм, останец, был, явно ж было городище, тупо по форме рельефа ) Дальше впадала еще одна речка, из небольшого местного ближайшего озера, короче, система водотоков там запутанная, и все карты, абсолютно все, хоть в чем-то, но врут ) В итоге до самой деревни я не дошел, не дошел и до Югудема, понял, что дороги несут меня мимо него прямо к деревням, а тропинки между Югудем и Илетью видать исходят из Коротково и тупиковые. Просто позвонил в этот момент Сереге в Казань, связь была устойчивая. Но и я еще и трек свой никак нигде не записал, и даже как-то не жалею. Пока. Там хоть и Чодра, но "НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ" в глаза не бьет, а значит "ценители" туда и ломанутся, а затем и остальные. А я хочу туда попасть пешком тогда, когда в Илети по ординару половодье на 4 метра, интересно, как и что в этих речках в тот момент.

Вернулся, меня уже хватились. Но зато и завтрак был готов. А на меня с вечера лень напала (где она была, когда я гулял?), а утром она продолжилась. Такое солнце теплое, земля и лес пахучие, лежать бы и балдеть. Толя сказал, "Илья, ты создаешь лень, ты должен нас подгонять", но я плохо справлялся )

Мы таки собрались конечно, подкачали кат, привязались и пошли. Было чуть тяжелее вчерашнего и динамичнее - встречался встречный ветер, он поднялся в сравнении с прошлым днем. Лиля вполне гребла себе ) Мы прошли стоянки, включая огромную, мимо которой во время гуляния я прошел, не найдя на нее дорог - все болотисные низины отделяли меня от берега с ней. И так вот незаметно вышли за час к Коротково. Оно было пустынно, никто не финишировал. Видать местный знак, запрещающий это, действовал. Стояли какие-то местные молодые парни и девушки, но вроде просто любовались рекой, а не дежурили против сплавщиков. Но ощущение пустоты на реке было. Нас Илеть прошлого года, где мы ее ждали пустой, а она оказалась забита коммерцией и энтузиастами, удивила народом, а тут мы ожидали не меньшего аншлага, но его похоже нигде не было. Интересно.

Одна группа парней (которых приметили вчера, и член их команды громко кричал на пол-Чодры "Димусь, Димусь"), снималась в устье речки, впадавшей в Илеть в Коротково. Прямо таки следуя постановлению ) Эта моя любимая речка, течет за метровой стенкой из грунта от Илети. И пока не размыло ) (если верить старым картам, то на сильно дальше впадала, в старицу, что теперь заросла, и вот таки потом основной Илетью часть русла размыло).

Дальше было еще больше борьбы с ветром и больше гребли. Становилось понятно, что ветер северо-западный, и в определенные положения он нам фортит, тогда мы отдыхали, работая парусностью тел. Стали появляться рыбаки с семьями, река становилась все прямее, менее хвойной по берегам, исчезли отмели. Приближались Березники, место отлова Сереги. Мы примерно одинаково приближались к точке встречи. Прошли последний газопровод. И вот последний изгиб, находим точку, созваниваемся и с некоторым трудом стыкуемся с точкой посадки. Серега и Диляра с нами, папа Диляры их довез. Серега впереди меня вместо Лили. Девушки сели на нашу половину ката, на сетку ногами,т.к. половину Толи и Алексея за день немножко травление сильнее просадило. И вот прошли лэпки и исменцовский мост, и началась заметная волна с брызгами, мне даже закапало штаны, через сетку-палубу.

У нас второй год есть моторчик и 2 аккумулятора. Первый день иногда врубали убитый акк, но он что-то выдавал, потом перестал крутить. Вот тогда вторым днем включили второй акк, он мощно выдал и до конца сплава нас исправно пытался разгонять. И тут ощутилось заметное наше движение относительно воды. Чуть изогнулось русло, разгон ветром воды кончился, волна ушла, стал штиль. Слева были интересные "мангры", луга с дубами. Меня пытались заманить туда высадиться на ночлег, но я был против - это все должно было быть очень влажным. Пошли дальше. Впереди замаячили чувашиские горы, видимо Птичий Полет под Козловкой. И со снегами в складках! Ибо северная сторона. Кругом лето, а где-то там еще "снег в горах". Но не фотогенично с воды, увы. И вот справа перед самым Степанкино увидели лесок со столиком и залитой низиной рядом. Прямо в залитую траву припарковали кат, а сами решили ночевать в леске. Кат частично оставался в воде - там она залила твердый грунт, не ил, можно было ходит в сапогах.

В лесочке мы учинили очередной гастрономический этюд, посидев за столиком на лавках и своих креслах (да, подпопники не брали в этот раз, только кресла). И только прогноз сильного дождя к 11 вечера заставил нас заранее разбежаться по палаткам. Мы еще боялись падения деревьев (ветер ходил порывами, а деревья там были хлипкие), так что спали плохо, пока ветер не стих ближе к утру. Зато в 3 утра я хоть увидел, как там в рассвет. Было очень тепло и вечером, и ночью, и утром. Хотя шло похолодани глобально и дни становились холоднее, но вот в ночь с 30 апреля на 1 мая тепература ночи и дня сравнялась, что странно.

Вода ушла за ночь, "Бимаза" оказалась на мокрой суше. Скатившаяся на дно реки под обрыв картошка виднелась сквозь толщу вод. Я принялся мастерить последнюю модификацию - мачту, парус, руль, перемещение мотора. Никто особо не помогал ) Но вот мачту я поднял, все ванты и штаги натянул, все затянул. Руль встал вместо мотора, мотор - в середине ката по центру. Румпель удлиннили дубиной, румпель удобно лег на аккумуляторы ) Короче, все удачно. Парус раздули прямо на берегу и сфоткались. Заготовили для его поднятия, если ветер будет умерен и попутен, а так рассчитывали на мотор и то, что парусность наших тел достаточная. Собрались и отошли часов в 11 (раньше всего за весь поход, до того получалось где-то в 13). Прошли само Степанкино, Мысок с рыбаками, вышли в места прошлогодних августовских стоянок, они все под водой, как и острова. Пошли широкими проливами, хотя была мысль сунуться в узкие. И вот дошли до Лышташьера. Туда зарулили, на входе одинокий рыбак. Сделали петлю по озеру (Толя уверял, что в него есть второй вход, но только там дорога в заброшенный лагерь Элнет, иначе откуда рыбак). Вышли обратно в протоки и пошли ими. Сильно быстрее, чем в прошлый раз на веслах ) Новыми путями через затопленные камыши порой. Видно было красивое небо, горы того берега. Солнце осветил острова и разливы. Но на нас несло тучу, и только мы одели дождевики (кроме тех, кто не взял), как залило кратковременным дождем, после чего тучу пронесло. Мы шли дальше по проливам,и вот вышли к поляне Мамакабо (Баранки). Я подумал, что к ней нет проезда из-за высокого уровня воды, решил искать другой выход на Луговую, но Толя показал неизвестный мне залив. Он помнил, что в 2016 году там был конец села и автостоянка на пустыре, через залив от фестиваля. В этот раз там был английский парк и уходящая под воду асфальтовая дорожка, на которую мы вышли. Оказалась закрытая для проезда территория, проход на которую пешком не воспрещен. Очень неожиданно. Сфоткались, я побежал ловить такси, а ребята все разбирать.

Таксиста на Убере вызвал и он не заметил, что приняла межгород. В разговорах дорога до Красногорского автофургонного пролетела незаметно. Тоже сплавщик был когда-то ) Сел я в машину, но по пути заехал просто на вершину Кленовой, чтобы получить драйв, в Кичиеру, чтобы освежить воспоминания и увидеть волну, на Яльчик, чтобы увидеть волну, но вместо этого освежить неприятные воспоминания видом оставшейся с супершторма палатки, так и прижатой деревом. Потом доехал до ребят, мы загрузились и поехали в город, уже в ларгусе вшестером, а почти все - в прицеп.

Дома глядел на себя загарелого, не мог привыкнуть к реальности и что завтра работа. Меня спасли комп и машина. Комп не запустился, сгорел блок и со всех работ меня отпустили сегодня поездить по мастерским и ДНС для диагностики и замены. Машине понадобился новый свежий РХХ на замену. Так что вот так вот я постепенно и вливаюсь в работу, без резкого скачка. А этот текст я написал в рамках реабилитации обратьно в клац-клац-планктон.

лес, бимаза, марийка, парус спорты, юшут

Previous post Next post
Up