Все началось с того, что у ларгуса опять сгорел генератор, 3ий по счету, внутренняя обмотка сгорела. Из единственно понятных сценариев - прямо на ходу замыкается аккумулятор, геныч крутит без передышки в попытке зарядить то, чего не получится, с большими токами, и палит сам себя. В итоге, при замене генератора, сменили и набор аккумуляторов, новый поставили. А эти два, так-то, заряд держат. В какой момент замкнутся, не ясно.
И родилась идея. Был куплен на Авито "электромоторчик для троллинга" (рыбы). И было решено на этот первомайский сплав его испытать.
А ехали мы в этот раз крайне автономно (6 человек на "ларгусе" с прицепом, плюс отдельно по 2 машины на 2х байдах). С Красного Стекловара до Красногорского. Машины по плану оставить на автостоянке КАФ в поле зрения камер, вернуться на такси к дособранным плавстредствам.
В общем, 28 вечером я с утра увез тяжелое снаряжение в прицеп в портовый гараж, позавтракал у мамы, потом бегал в универ подписать документы в ИТИС, потом вернулся домой, поработал, забрал Давыда из садика и повел на ориентирование, по пути поняли, что нет спортивной формы, вернулся за ней, понял, что хорошо вернулся, так как забыл паспорт, с паспортом олучил перевод денег за работу, потом забрал на машине Давыда, Степу, отвез к даванике в Советский район, взял там картофель и лук, поехал за прицепом в порт, с прицепом вернулся домой, там с Лилей дозагрузили машину трубами для катамарана, и поехали забирать остальных на метро Авиастрой, когда позвонил Тагир, и сказал, что они с Алсу не едут (и загруженная для них байдарка тоже зря едет, не вынимать же уже). А на Авиастрое к нам с Лилей подсели Вова, Толя, Алексей и Серега.
И мы поехали, впервые не как привычно на первомай по Горьковскому (которое стояло в пробках), а через Авик на Дубъязы-Бикнарат-Малый Карамас-Чодраял, затем мост. Грунтовка между Бикнаратом и Карамасом была шикарна, лучше иного асфальта. Хоть и дождь полил сильный. Меня с прицепом смущало только, что если я проезжал поворот, ехать приходилось дальше до нормального разворота, ездить задом с ним я так пока и не научился хорошо, особенно в темноте. Но вот выехали к мосту, там только меньше десятка костров. Направо от дороги на целую огромную поляну были только наши, Миша и Ирина. Ришат с Инной должны были подъехать позже. Вынимать стали вещи - не найдем одно весло. Видим щели в тенте (так далеко прицеп едет впервые), решили что выпало. Даже вспомнили место, когда что-то хрустнуло. Наутро нашли оба весла, прислоненных к одному дереву. За мистикой никуда далеко ходить не пришлось, происки Таргылтыша или Шурале, кто знает, где у них граница ))
Была шикарная ночь после дождя, немного сидели, поели и легли спать. Утром проснулись рано и быстро, часов в 6, начали собирать мой "проект Бимаза". Решили именно его, ведь для него там было удобнее с мотором, да и ширина реки позволяла. К приезду Ришата и Инны все собрали в основном, только осталось навесить мотор и вещи. Стали собирать палатки. Как те приехали, поехали отвозить машины к стоянке, обратил внимание на хорошо прочищенные водопропуски на всех дорогах - научил марийцев обвал на Шелангере. А на трассе до Йошки засохли все деревья по краю расширенной дороги. Местное такси отработало хорошо, почти не ждало ничего, хоть из 4х машин выбыло 2 в этом таксопарке. За 1500 отвезли на Стекловар. Интересно смотреть жонглирование таксиста 3мя телефонами, и решение вопросов вместо диспетчера, и каких-то ремонтных, а еще музычку в плеере. Так всю дорогу и просидел, давя инстинктивно педаль правой ногой ))
И вот отправление, дождались своей очереди на спуск. У нас все загружено, выходим где-то в 13 с чем-то и идем. Маршрут знаком по сплаву с детьми, река уже опустилась на 2 м от пика, но еще с запасом в 1 м над летней меженью. Интересно, конечно, увидеть это и в пик половодья.
Подвел моторчик - он крутился очень слабо, то ли он, то ли батареи. Гребли на веслах. Было солнечно и тепло, но не обжигающе, с облачками.
Ну и был уговор, что раньше, устье Вончи или 6 вечера. В 18 пришли к Устью Вончи, увидели отставшую байдарку, а за разведовательной шли еще один час, прежде чем нашли хороший берег. Там в темноте поставились, все собрали и откушали, попели песен и вообще ) Прошли 21 км вместо 17 км. Все располагало к обильной еде, но утром следующего дня особенно располагала погода - было дождливо, холодно, и завтраки перешли в обед. А в фоне сварили картошку на дорогу и починили моторчик! Оказывается, оставленная в машине запасная шпилька была основной, внутри никакой шпильки не было. Поставили ее, изготовив из куска старого крючка с резинкой топором, молотком и пилкой со швейцарского ножа. После чего все заработало и скорость стала приличной, стабильные 2 км ч над скоростью течения, даже когда не гребем. И прошли всего 11 км до устья Петьялки. Там нам хорошее место застолбили разведчики на байдах. Но как только мы обустроились, вокруг нас высадился десант огромной коммерческой группы, но терпимый. Пытались прибиться 2 микрокоманды к нам, но наши, думая, что они часть коммерции, были не слишком любезны, и этого хватало, что в итоге они уходили )) Хотя старались быть не грубыми, один мужчина даже спел песню собственного сочинения, кстати, хорошую. Были мы на маленьком полуострове в изгибе реки с тонкой перемычкой на материк, заваленным деревьями (из-за бобров, так как в половодье через перемычку шла вода, бобры решили, видать, перегораживать). Перед нами начиналась уже Кленовая Гора, но в полный рост, оказывается, с Илети она нигде не встает, а ближний ее край с русла особо не впечатляет так, как впечатляет вид с вершин. Где-то справа в лесу запрятано Талман-Ер (
ko4egar_routes, ты в честь чего его так назвал, перерыл все марийский словари в интернете и не понял ))). А где гора уже должна впечатлять, она скрыта деревьями с уже проклюновшимися листьями. Но может быть там и без деревьев изгиб тоже скроет высокие склоны.
Вообще, было ощущение, что за 3 дня прошли 3 какие-то климатические и временные зоны. На Стекловаре были листья еще в виде почек, из песка только-только выходили листочки белокопытника, ну и первоцветы в лесу. На второй день во всю были цветы его вокруг стрелок. А на третий день - уже ли листья-лапушки, а почки деревьев распустилист везде.
Тут уже мы прошли 22 километра до устья, и в основном расслаблено, обгоняя других со своим моторчиком, который периодически чистили от травы. Из Юшута повалили флотилии на катах и на лодках, сапбордомаран с собакой на борту. Под жд мостом мы чуть сели на сваю, пойдя в левый пролет, надо было бы в правый. Но ничего не уронили и не утопили. В общем, как обычно мы молодцы и все красота )
Если уж это дневник, а не манипулятивный инструмент для создания общественного мнения, то надо отметить и все аспекты чувств и ощущений. Надо сказать, что было бы нечестно обманывать, и говорить, что "по ощущением все как всегда и ностальгия удовлетворена". Хоть состав почти исторически сложившийся, и Лиля в этот раз смогла с нами, нет ощущения, что "все как тогда". Как-то по-другому хорошо, а вот так как тогда нет и быть не может. И если цель бы была гоняться, именно за тем самым, то нет, это не догнать. На эту мысль меня упорно подталкивают наблюдения за тем, кто и как сейчас сплавщик, точнее доминирующий его вид.
Во времена нашего студенчества-аспиранства, по-моему, это были люди на лет 7-10 старше нас, но тогда еще тонкие и звонкие, потом уже мясистые и обветренные, но еще не сморщенные, то вот щас он, этот плотный массив, кто застал 2010е кризисом среднего возраста, подбирается к началу красивого старения ) С ними едут порой уже взрослые дети, но отдельных команд, компаний из такой же молодежи того же возраста, как было у нас, я вот в упор не вижу. Хотя всматриваюсь специально на предмет их ))
Затем по Гауссу, немножко тех, кто и 10 лет назад был в категории "старичики", столько же наших ровесников, затем запоздалые миллениалы и ранние зумеры, обычно в виде прибившихся к комменческим сплавам микрокоманд, развивая тоску.
К чему я это все. Все-таки отрицать опыт предшественников нормально. Значит, видать, еще лет через 10 сплав с интересом и удивлением "откроют" студенты. Когда он опостылет тем, относительно которых более молодые хотят выглядеть более "свежо".
По-моему, меняется логистика и подход к поездкам. Раньше было много автобусов, особенно пазиков, теперь в основном газели с микроавтобусами. Где-то сами "гаражные" местные ездят, где-то так выгодно прокатной коммерции. Короче, не хуже, не лучше - по-другому. Хотя такое ощущение именно от финиша. На старте на Мочалищах и Кундыше впечатление раскарнаваленной толпы было другое - в ней были заметны самодеятельные команды в юбках и с перьями, хотя тоже все поширше лицами и помясистее ягодицами, чем были они же, но раньше )))
Так или иначе, в условиях жалоб на текущее время, сумели и мы найти что-т новое, испытать и его, и удовольствие )))