если не напишу, то не забуду

Nov 02, 2019 22:43

Мозг человека работает как "древний" заточенный под одну операцию компьютерный чип. И не оптимально. Какие-то мысли вне твоих потребностей кружат по возбужденный нейронам и "программа" все не выгружается из памяти. В рамках попытки выгрузить хоть как-то одну мысль попробую ее записать.

Мы перетерли гигабайты записанных в текст мыслей по поводу глобализации и сохранения национальных культур. Но я каким-то образом не обнаружил именно этой мысли (если она где-то была, а я не нашел, то хвала мне - значит еще больше делом в этих интернетах занимаюсь, чем пересматриванием того, на что не способен влиять).

В общем, мысль, кратко. Деградации национальных культур в СССР, в котором были созданы национальные автономии для большинства народов и хотя глобализация в виде превращения всех в советского человека пропагандировалась, не пропагандировался отказ от национальной культуры, снижению их использования и престижа способствовало такое явление, как "интернацизм". Очень своеобразно понятая норма межнационального взаимодействия, искаженный простой вульгарный интернационализм, где искренние сторонники идеалов интернационализма тупо грубым и негибким пониманием интернациональной нормы придушили национальную культуру.

Наверное, союзные республики, ТАССР плохой пример для пояснения "интернацизма". Тут было всякое. Хороший пример - фино-угорские АССР, Марийская, Удмуртская.

В общем, не секрет, что в небольших городах нравы всегда были неутонченные, простые. "Наша улица, не ходи здесь". Никаких глубоких рефлексий. Все республиканские центры - выросли в советское время из крошечных зачатков русской слободской культуры. Мари, чуваши, удмурты - все, министры, революционеры, студенты - даже в больших количествах все равно в каком-то смысле "гости" "хозяев" городков в любой момент времени с небольшой численностью с перевесом в количестве и в полной уверенности, что они устанавливают правила игры. А правила игры в "слободской культуре" устанавливаются так: берется какой-то тезис, правила, а дальше правом сильного продавливается то, что сильному удобно. Оттуда наш "феномен" и обычное гопничество, где в качестве "тезиса" взята криминальная культура как идеал. Но не только оно. Любое другое. В татарских деревнях были деды, которые подзывали ребят к себе и коротко стригли - к криминальной культуре никакого отношения. Более того, большая часть порядка в маленьких населенных пунктах наводилась ровно таким же образом. Никакой силы убеждения и дискуссии с тем, кто порядок хочет оспорить. И вот с советской властью пришла и норма о межнациональных отношениях. До этого ее не было, было нормально считать другого не совсем человеком, подтрунивать, а тот - в ответ сохранял осмеиваемое как свои достоинства.

Ну вот, в общем-то пришла в малые города потребность к интернационализму. И слободская культура установила: ага, Сабантуй или Пеледыш-пайрем это норм. Это про погулять и яблучков покушать. А вот в сфере общения межнациональная норма - это говорить всем друг с другом на понятном. И вот уже возникли замечания от одних в отношение других, которые стоят на остановке и внутри семьи на своем языке разговаривают. Причем первые вот совсем необязательно русские, вполне могли быть сами чуваши, марийцы, удмурты. Просто уже индоктринизированные "интернацизмом" - как слободским, грубым пониманием межнациональной нормы. Кстати, вот, думаю. Начни рост столицы автономий из больших национальных сел, был бы "интернацизм" с другим знаком. Затравка была важна. И важно то, что догмы "интернацистов" не догмы сами по себе. Нет там идеологии. Кроме "не высовывайся, не подвергай сомнению и дискуссии". И, что важно, те, кто проникался, дальше сами несли. Из слободского города в национальную деревню. И национальное дрогнуло. Ведь если бы за черемисский разговор его бы понукал великодержавный шовинист, то одно. Ну а тут все под знаменем направленной на тебя же, нацмена, интернациональной нормы. И тут-то все национальное потекло. Тем более хорошо все ложилось на желание получше жить и есть, что было сопряжено с верным статусом в республиканской столице. И не перечить.

Но важно. "Интернацизм" не система воззрений. А стечение обстоятельст. И сейчас "течет" уже "интернацизм". Очень просто течет: тому, кто носит его нормы приходят и рассказывают, как этот самый "интернацизм" работает. Как в семье, в которой детям сделали замечание на остановке за балакание на непонятном языке, он тут же теряет престиж, несмотря на десяток плакатов в городском парке на национальном. И что делающий замечание запускает предсказуемый, просчитанный механизм снижения престижа, которому может противостоять только матерый и подкованный в этносоциологии активист или нерефлексирующий, но упертый националюга (а в интересах считающего себя интернационалистом "интернациста" именно как интернационалиста, чтобы ни первый, ни второй тип особенно не множились). И что теперь, познав правду и с открытыми глазами, у него есть два этически приемлемых пути: приветливо улыбаться детям из национальноязычной семьи на остановке, каждый раз интересуясь, а что это они между собой на русском разговаривают, или признаться, что приставку "интер-" ему надо убрать, и он, в общем-то, должен признаться, что нацист и шовинст самый обыкновенный и требовать разговоров на русском именно под этим ярлыком. Оба вариант в общем-то оставляют национальной культуре в семье шанс: в первом случае снимается с нее давление, во втором - давящий маркируется как совершенно недостойный учета его мнения о ситуации, и даже напротив, "значит, хорошие сапоги, надо брать". Поэтому важнейшим действием в вопросе сохранения национальной культуры является приход ко всевозможным носителем "интернацизма" с двумя стульями и требованием просветления в ту или иную сторону.

Кстати, раз уж в тему. Очень изредка, но развлекаюсь в разных нацсрач комментах в интернетах. Как правило, все роли поделены, диалоги развиваются по давно написанным канонам. Хотите необычной реакции, сползания реальных собеседников и жалкие потуги платных, у которых скрипты на такое не прописаны, а надо оставить последний коммент в треде? Пишите в таком ключе: с русским именем и фамилией, с предварительной артподготовкой о необходимости неумаления и неоскорбления культуры русской, атакуйте собеседника, считающего, что национальная культура в различных регионах России оказывает давление на русскую, тем, что по-вашему, русскую культуру оскорбляют в первую очередь подходы таких деятелей, как ваш собеседник, которые характерны только для защитников малых культур. Что русскому величию не подобает опускаться до установки под сомнение полезности и необходимости защиты, финансирования, пропаганды национальной культуры, что ему это никак не способно повредить, что русскую культуру разносят уже глобализация и транснациональный бизнес, и если даже каким-то фантастическим образом все нативные носители исчезнут, она продложит жить по инерции сама еще так вечность. Ваш собеседник, привыкший, что ему оппонирует какой-то обиженный по жизни и такой же выдуманный Ровшан Кужугетов, малость хуѣет и очень недостойно выглядит.

Правда жизни в том, что люди конечно не равны практически ни в чем. И любой активист в вопросах национальных культур скажет вам, что те рядовые люди, ради блага которых он хочет донести островок идентичности, не затронутый глобализацией, чем менее затронуты ей, тем менее понимают, зачем это. Что до половины тех, кто не так прост - истерик или не совсем здоров душевно, или ущемлен именно в вопросах обид, но не продуктивне в позитивной активной деятельности, но оттолкнуть их здоровый и все понимающий спокойный активист не может - "слонов у нас не так много, чтобы ими бросаться". И правда жизни, что все выскокоактивные и восприимчивые к критике активисты с позитивной повесткой - вторичные татары, чуваши, марийцы, удмурты, пережеванные глобализацией в первом или втором поколении, или, если еще не пережеванные, по причинам работы с такими людьми почувствовашими горячее ее дыхание. А еще правда жизни в том, что похоже человеческие потребности по пирамиде Маслоу пока что идут вверх и вверх, и эти ребята с позитивной повесткой - выше остальных по ней, но и остальным пути вниз не видать.

--мы хотим как крутые, но какие-то свойства в нас недотягивают-- вот тут носители незатронутых глобализацией свойств
--мы крутые, только потому что мы отказались от некрутых свойств-- а вот сюда они попадают теряя то, что активисты хотят предотвратить, зная, что затем будет другой шаг, а утерянное вернуть сложно
--мы крутые, потому что у нас не было никогда некрутых свойств--
--мы крутые были бы и со своими свойствами, зачем нам подстраиваться под чужие, чтобы быть крутыми--
--мы крутые, потому что мы помним те свойства, которые характерны для нас, а у кого их нет - не крутые -- - вот тут истерики и обиженные, примкнувшие к активистам
--мы крутые, потому что мы помним те свойства, которые характерны для нас, а на других плевать--
--мы крутые, потому что мы помним те свойства, которые характерны для нас, а другие крутые - если они помнят те свойства, что характерны для них-- - вот тут продвинутые активисты
--крутизна и меряние писюнами для примитивных, любые свойства достойны самоуважения; кроме примитивных--
--крутизна вообще не нужна и мы будем пиздить ее поборников--
--крутизна нужна только для одного: бить по башке тех примитивных, кто не дает всем остальным испытывать самоуважение ко всем своим родовым свойствам и свободно выбирать приобретенные; остальных бить по башке нельзя ни за что-- - а вот тут я :)

В общем, где-то наверху то, к чему мы все придем - к самоуважению и уважению всему, что вам лично непонятно в любой ситуации. Но надо оговориться: в ходе пути туда есть восполнимое и невосполнимое. И ради пути наверх невосполнимым жертвовать нельзя, а восполнимым тактически можно. Щас приведу два очень грубых, натянутых примера (не из реальной жизни даже). Представьте, что если бы Татарстаном правил сумасшедший человек а-ля Маркелов с неограниченными полномочиями и националистическим уклоном. Вы архитектор, делающий экспертизу по башне Сююмбике. Ваши данные вам все-таки подсказывают позднее ее происхождение, но тогда она теряет ценность в глазах правителя вплоть до угорозы утраты. Что вам важнее - обратимое заключение о ее возрасте, или необратимая угроза ее состоянию? В этой ситуации этичнее наложить на свою репутацию, т.к. репутация к вам не вернется, но научными методами правильное заключение все-таки вернется, если сохранится объект. Или, еще более оторванную от реальности ситуацию. Представьте, что сохранность татарского языка среди населения вошла в зависимость от числа благотворителей среди русских и татар. И у первых Шамов, у вторых - только Галимзянов. Вопрос, можно ли подшаманить биографию Шамова в тактических целях, пока не появится соизменимый благотворитель и татарский язык в этой вселенной со странными закономерностями будет спасен? Ответ - да, потому что по всей имеющейся документации биография Шамова как была подшаманена, так может быть подрихтована обратно под громогласное одобрение. А язык, исчезнув один раз, даже в такой волшебной вселенной путем умножения на коэффициент хоть тысяч отданных на нужды нуждающихся всех дивидендов ТАИФов будучи нулем - остается нулем. Так и наш путь к всеобщему самоуважению и уважению всего несвоего, к принятию всем населением и всех башен Сююмбике и татарского языка как общего достояния республики, не взирая на то, какой лично национальности ты, выйдет очень непрямым и с неизбежными потерями. И мне бы хотелось, чтобы "потерями" или "компромиссами" были тольцо оценки, как в приведенном выше примере, которые обратимы и в прекрасном будущем будут возвращены на место и скомпенсированы, а то, что необратимо - было пронесено без урона ему. Особенно такого, который может принести, что самое обидное, правда, как с фантастическим примером с благотворителями, и желание непременно именно сейчас эту правду пронести, а не когда нибудь потом, когда одно хорошее не сломает другое нужное и заслужившее вечности.

Ну вроде выговорился. Можно не думать об этом всем.

мысли, инет, думы, язык, учу вас жить

Previous post Next post
Up