Про Трудоголизм

Oct 01, 2006 19:29


ТРУДОГОЛИЗМ

Это не что иное, как особая разновидность наркомании. Но в отличие от прочих наркотических веществ и даже от никотина, труд, как один из необходимых промежуточных продуктов обмена веществ, присутствует в организме любого человека - даже самого закоренелого лентяя. Кстати, далее не хотелось бы употреблять слова "трудовое опьянение" - точнее было бы сказать "степень отравления трудом", или трудовая интоксикация. Потому что труд в дозах, превышающих естественную потребность, откровенно отравляет организм. Причем иногда даже и с летальным исходом.



Зачем же людям употреблять этот яд? Затем, зачем и все остальные наркотики. Легкая степень трудовой интоксикации (то, что в обиходе называется "заработался") может быть приятна точно так же, как и легкая степень отравления любыми психотропными препаратами (мозг стал тупее, а жизнь показалась легче и прекраснее). У человека в этом состоянии прежде всего начинается неадекватное восприятие мира. В частности, он не способен прогнозировать события и не видеть возможной опасности. Именно поэтому опасны трудогололики-водители: они видят только то, что у них перед носом. Кстати, трудоголика за рулем легко вычислить по его неадекватным действиям.

Человек трудится, чтобы опять же уходить от своей реальной жизни, которая ему чем-то неприятна. Чем именно - разбираться некогда, проще поработать. Таким образом он прячется от своих проблем один раз, два, три… А дальше появляется угроза возникновения наркомании по труду. Важный признак начавшейся трудовой болезни - постоянный дискомфорт на незанятую голову.

Действие любого наркотика состоит из двух фаз. В первой нарушается собственно работа мозга, появляется эйфория. Во второй фазе мозг начинает выздоравливать, но из остального организма последствия еще не устранены, и выздоравливающий мозг начинает ощущать эти неприятные "разрушительные последствия". (Конечно, у каждого наркотика есть свои, особые механизмы, но принцип для всех общий). Вот человек и чувствует после обильного трудового дня, что у него и "головка бо-бо", и "в ротике бяка" - это и есть то, что у наркологов называется абстинентным синдромом. И принятие новой порции труда оказывает "целительное действие" только потому, что снова отключает мозг. А дальше получается замкнутый круг: потому что последствия выходных зачастую снова приходится снимать очередной дозой "анестезии". Потом - еще.

Сколько нужно работать? Здесь нужно ввести понятие "толерантности" - устойчивости, или переносимости труда. Толерантность определяется как предельно допустимая доза, после употребления которой человек выживает - но это у врачей. В бытовом понятии толерантность - это то количество работы, которое человек может выполнить и не умереть. Причем чем выше толерантность (чем больше это количество), тем вероятнее наличие трудовой зависимости. Часто можно наблюдать, как за столом матерые мужики, работающие неделями, смеются над юношей, который устаёт после рабочей субботы: "Эх ты, не умеешь работать!" Но фактически они хвалятся своей болезнью: молодой человек, к счастью, еще не имеет высокой толерантности к труду, а работяги стали закоренелыми трудовыми наркоманами.

Многие говорят, что если бы весь труд запретить, то никто бы и не становился трудоголиком... По меньшей мере, это наивно. Потому что во время действия любого отпуска люди найдут, чем одурманиться, если им это нужно: будут работать по найму, пойдут на стройку… Ведь при труде  прежде всего необходимо ставить вопрос: с какой целью?

Опасность трудоголизма (особенно в обществе и культуре, где работать принято - и это порой буквально навязывается) в том, что на ранних стадиях он не заметен. Стимулируемая обществом "норма работы" на самом деле существенно выше биологической потребности в работе у трудоголика на первой стадии, живущего в "рафинированной среде", не провоцирующей к работе. И отличить трудоголизм от "нетрудоголизма" объективно сложно (особенно опять же на стадиях ранних). Основное отличие - субъективное. Как говорил доктор Э.Е.Бехтель, "здоровый человек идет в некую компанию ради самой компании, и готов там даже поработать - только чтобы иметь возможность пообщаться в этой компании. Трудоголик же идет в компанию ради работы, и готов даже выносить общение в этой компании, только бы ему позволили там поработать." А внешне это может быть совершенно неотличимо.

Заметной "на глаз" становится лишь вторая стадия трудоголизма, потому что на ней появляется тот самый синдром Жислина. Это уже формирование фармакологической зависимости от труда. И как было сказано при обсуждении этой темы, в подобных ситуациях "...человек в отсутствии работы становится раздражительным, невнимательным и начинает испытывать периоды странной тревоги или агрессии, которой раньше не наблюдалось". На этой же стадии толерантность к труду достигает максимума - человек может проработать чуть ли не четыре недели без выходных и вроде бы не устать!

Третья же стадия - это уже ощутимые признаки личностной и интеллектуальной деградации.

fun, sketch, work, life

Previous post Next post
Up