Именно с этим объективом у меня
получалось снимать с рук на выдержке в 4 секунды, без штатива или монопода, благодаря эффективной работе 5-осевой стабилизации в тушке
Olympus E-M5 Mark II. В видео-обзоре по камере
вы уже могли его видеть. Сегодня подробнее и с примерами расскажу про тревел-зум Olympus M.Zuiko Digital 14-150mm f/4-5.6 II для камер стандарта MFT (Micro Four Thirds).
Тревел-зумы - особый класс объективов, которые должны позволять снимать и пейзаж, и портрет, и храм вот на той горе, и луну в небе, и цветочек на лугу, и котика крупным планом, и тигра на сафари, и то и это, и ещё немного сверху, заменяя собой наплечный кейс, а то и внушительный рюкзак, полный оптики.
Характерная черта тревел-зумов - внушительный диапазон трансфокации (обычно зум порядка 11x и даже 16x) и невысокая светосила, как следствие, довольно большая глубина резкости на открытой диафрагме на любом фокусном расстоянии. Вот пример съёмки этим объективом с одной и той же точки:
28 мм | 1/30 сек | F/5.0 | ISO 200
300 мм | 1/10 сек | F/8 | ISO 100
Впрочем, это не значит, что такой объектив не может сильно размыть фон:
В отпуск или путешествие, в пустыню и в горы неудобно тащить мешок объективов, поэтому один вариант, пусть и компромиссный, может быть разумным решением. Ещё одно важное преимущество - если один объектив заменяет несколько, то не нужно передёргивать на камере оптику - в сложных погодных условиях (при повышенной влажности, пыльности, на морозе) это позволит не убить камеру.
Такие объективы не идеальны, но очень универсальны, в руках опытного фотографа они позволяют решать множество задач.
К классу тревел-зумов принято относить объективы типа 18-200 и 18-300 на кропнутых зеркалках, 28-300 на полнокадровых. На MFT-беззеркалках кроп 2x, поэтому здесь 14-150 превращаются в ЭФР 28-300 миллиметров, объектив получается меньше и легче, а углы обзора те же самые, к тому же, стандарт позволяет создавать оптику, у которой резкость хороша по всему полю кадра уже с открытой диафрагмы.
Olympus 14-150mm f/4-5.6 II оптически почти не отличается от первой версии 14-150, но у него чуточку отличается просветление (также Olympus ZERO - Zuiko Extra-low Reflection Optical), и главное, изменился корпус и объектив теперь формально “защищён от брызг” (это указано на корпусе), то есть оснащён базовой пыле-влаго-защитой.
Учитывая, что старшие “тушки” Olympus тоже хорошо защищены, сочетание для работы в сложных погодных условиях получается логичным.
Olympus 14-150 F4-5.6 II | Характерные особенности
Основные плюсы и особенности:
- Самый компактный тревел-зум большой кратности;
- Есть защита от брызг и пыли на уровне топовых линз Olympus;
- 10,7x-кратное увеличение (14-150mm)
- Механический привод зума;
- Электронная 7-лепестковая прыгающая диафрагма;
- Электронное кольцо фокусировки;
- Передний элемент не вращается при зуммировании (хорошо для фильтров);
- Диаметр резьбы для фильтров - 58мм;
Основные недостатки:
- Непостоянная светосила - зависит от зума;
- Несветосильный - от f/4 на широком угле до f/5.6 на длинном конце;
- Длина объектива изменяется при зуммировании;
- На корпусе нет переключателей;
- 7-лепестковая диафрагма даёт не самое художественное бокэ;
- Нет оптической стабилизации (важно при использовании с камерами иных фирм, кроме Olympus);
Olympus 14-150mm f/4-5.6 II довольно сильно раздвигается при зуммировании. Это нормально для данного типа объективов. Привод зума механический - значит зумом нельзя управлять из приложения на смартфоне или из меню камеры, в отличие от таких объективов, как 12-50 f/3.5-6.3 EZ, например.
Кольцо фокусировки электронное, без подачи энергии на объектив фокусировка невозможна. Само кольцо стало более ребристым и лучше тактильно, чем у первой версии объектива.
Регулировка значения прыгающей 7-лепестковой диафрагмы ступенчатая и производится через настройки в камере.
Минимальная дистанция фокусировки хороша для универсального зума - всего 50 сантиметров, и это позволяет снимать крупно довольно мелкие предметы и детали. Конечно, это не макро-объектив, но для любительских задач приближения 1:4 обычно более чем достаточно.
ГРИП и углы обзора, обеспечиваемые объективом Olympus 14-150mm, сравнимы с тем что даст 28-300mm при f/8-13 на полнокадровой камере, при этом светосила, для такого типа зумов, хорошая - чаще на длинном конце, у тревел-зумов, встречается f/6.3, то есть Olympus 14-150 в этом плане выигрывает. С другой стороны, на широком угле здесь всего лишь f/4, а не f/3.5 - несколько меньше светосилы, но это не так критично, особенно с учётом возможностей стабилизатора камер Olympus.
Оптического стабилизатора в объективе нет, но в случае с Olympus это и к лучшему - 5-осевой стабилизатор матрицы в их камерах работает эффективнее оптических стабилизаторов в объективах. Именно благодаря этому я уверенно могу снимать с выдержкой в 1 секунду с рук на 14 миллиметрах (28мм ЭФР) и на 1/15 на 150 миллиметрах, что даёт возможность использовать низкие значеничя ISO даже ночью.
После некоторой тренировки сумел добиться выдержки даже в 4 секунды на широком угле, что раньше считал технически невозможным без штатива или монопода.
28мм | 4 секунды | f/14 | ISO 200 - без штатива или монопода (
подробнее)
28мм | 1 секунда | f/4.5 | ISO 200 - без штатива или монопода, с рук
Размеры 14-150 для тревел-зума можно назвать очень компактными, благо стандарт Micro Four Thirds позволяет создавать очень лёгкие и маленькие объективы - при длине 63,5x83,8 миллиметра весит этот зум всего 284 грамма, то есть отлично помещается в карман куртки, жилетки или туристических брюк. Запросто можно носить его и в маленьком чехле от камкордера с кистевым ремешком в паре с каким-нибудь другим объективом.
Для сравнения, Canon 18-200mm весит 600 грамм и имеет длину 102 миллиметра, а полнокадровый Nikon 28-300 целых 800 грамм при 114 миллиметрах длины.
Хроматические абберации у Olympus 14-150mm выражены средне и снижаются с закрытием диафрагмы, к тому же, легко убираются при пост-обработке. Резкость хороша уже с открытой диафрагмы по всему полю кадра.
Olympus 14-150 F4-5.6 II | Впечатления
В целом, впечатления от объектива остаются положительные, с поправкой на предназначение и универсальность - Olympus 14-150mm f/4-5.6 II хороший компаньон для путешествий и стрита, разноплановой съёмки, но за счёт низкой светосилы заставляет использовать длинные выдержки при недостатке света или переходить на более высокие значения ISO.
Это не составляет проблемы для пейзажной фотографии, съёмки ночного города или интерьеров в путешествиях, с низкой светосилой можно без проблем снимать в музеях и на выставках, но если речь идёт о съёмке динамики (танцы, спорт, дети и т.д.), приходится переходить на высокие ISO, чего иногда хочется избежать.
В паре с комплектом лёгких светлых фиксов, позволяющих избежать высоких ISO, может составить хороший комплект для решения практически любых задач. Подходит и для съёмки в студии, с импульсным светом при закрытых диафрагмах, в качестве универсального объектива.
Картинка резкая начиная с открытой, по всему полю кадра, искажения умеренные, виньетирование не выражено. В целом, для этого класса объективов отличная картинка. И ещё он очень неплохо держит контровой свет:
Боке несколько скучное, иногда чуточку рябит из-за 7-лепестковой диафрагмы, но для тревел-зума абсолютно нормальное. За счёт возможности снимать с дистанции в 50 сантиметров может использоваться для съёмки крупным планом небольших предметов, то есть, в любительской предметной фотографии.
Порадовала защита - её не хватало у первой версии 14-150, чтобы уверенно работать в сложных погодных условиях. Особо отмечу, что защита у этого объектива такая же, как у объективов Pro-серии (12-40 и 40-150 f/2.8), вкупе с хорошей защитой самой камеры это даёт возможность работать без оглядки на дождь, снег и пыль.
Olympus 14-150 F4-5.6 II | Примеры фотографий (65 фото - трафик!)
Все снимки ниже, как всегда, с моей минимальной обработкой в Lightroom. Все мета-данные внутри сохранены,
как посмотреть EXIF в браузере уже писал, так что с какими параметрами снято желающие могут посмотреть ;-)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
Что скажете? Полезная штука тревел-зум?