q3d

Интерстеллар: мы здесь для того, чтобы стать воспоминаниями наших детей

Nov 07, 2014 07:53

Если честно, мне было сложно смотреть этот фильм, и даже писать о нём сейчас, сквозь наворачивающиеся слёзы. Выбило какие-то пробки внутри. “Миру хватает инженеров, и самолётов с телевизорами. У нас еда заканчивается!” - эту фразу, ещё не совсем понимая величину беды, постигшей человечество, можно услышать в промо-ролике Интерстеллара, фильма, и в трейлере, и в Вики описанного совсем как-то не так.

image Click to view



Я видел ролик много раз в кинозалах, шёл на оптимистичную космическую одиссею и приключенческую фантастику о космических полётах в дальние галактики, а попал на что-то глубоко личное, для меня, об отношениях отца и дочери, о пределах веры человека в лучшее, об одиночестве и всепобеждающем желании сейчас быть где-то в другом месте, о любви и доверии этому чувству. В общем, о чём-то совсем помимо космоса, червоточин, чёрных дыр и гибели целой цивилизации. Гибели глупой, но вполне возможной.

Разбрасывать спойлеры не хочу, фильм стоит посмотреть своими глазами, пропустить через призму своего жизненного опыта и чувств. Может он и не заденет ни единой струнки, и не ляжет таким же расшитым саваном на что-то внутри. Вполне может статься, для кого-то Интерстеллар и правда просто космическая одиссея и приключения, держащие в напряжении от начала и до конца. Для меня он оказался, совершенно неожиданно, шире.


---
Всё происходит в каком-то не слишком отдалённом будущем, где уже существуют роботы-комбайны и даже странные на вид роботы-морпехи, но ещё ездят по дорогам старенькие пикапы и, в целом, быт не сильно отличается от нынешнего.



В этом, совсем не светлом, хоть и будущем, Земля гибнет - всё живое на ней медленно и верно уничтожает какая-то зараза, выкашивающая растения. И этого достаточно, ведь на этой планете уже нет и не может быть пшеницы, вымер картофель и вот-вот настанет конец даже кукурузе. Здесь не нужны инженеры, из учебников убирают всё о космосе, здесь учатся жить рационально, носят на лице маски и переворачивают тарелки и чашки, чтобы пыль, толстым слоем покрывающая всё, не так мешала.

Зараза поглощает ещё и азот, она им дышит. Максимум поколение, и ухитрившиеся пережить голод, сделавший все армии мира ненужными, просто задохнутся. На этой планете больше нет способов выжить, она агонизирует на глазах.



Вся история закручивается вокруг Купера, некогда лётчика-космонавта, тренировавшегося пилотировать в стратосфере космические челноки, а нынче вынужденно фермерствующего, чтобы прокормить свою дочь и старшего сына, вместе с их дедом. Купер существует где-то внутри себя, в старом мире техники и мечтаний о звёздах, не очень то обращает внимание на детей, и только реплики тестя заставляют его как-то принимать участие в их жизни.



Дочка как-то ещё изредка пробивает эту черноту своим непростым характером и тем, что так похожа на отца мечтами и поступками, но она ещё совсем ребёнок, и даже к призраку, поселившемуся в её комнате, Купер не может относиться серьёзно. По крайней мере до тех пор, пока не оказывается, что призрак - гравитационная аномалия, пытающаяся общаться двоичным кодом, на языке машин.

Расшифровав послание далёкой цивилизации, в итоге, Купер вместе с дочкой оказывается в секретном бункере, где в полнейшей секретности готовится операция по спасению цивилизации, или скорее, её перемещению на другие планеты через появившуюся, неизвестно откуда, червоточину, соединяющую нас с далёкими и прежде недостижимыми галактиками. Некая цивилизация, живущая в пространстве с другой метрикой, почему-то помогает человечеству.

Почему они выбрали именно Купера никто не знает, но обстоятельства складываются так, что именно пилоту-фермеру придётся возглавлять экипаж звездолёта, который отправится на разведку, в поисках пригодных для переселения планет. И конечно, ему придётся оставить семью дома, оставить любимую дочь, которая так и не сможет простить отцу, что он её навсегда бросает, оставить сына, который верит в то, что отец действительно вернётся и радуется тому, что получил его машину.



А дальше… дальше будет война не столько с чудовищной природой чужих планет, сколько со временем, которое может течь очень относительно, когда за считанные минуты проведённые где-то там, проходят целые десятилетия здесь, когда ты выйдя ненадолго из шаттла возвращаешься, чтобы прочитать почту за четверть века и узнать, что у тебя родились и умерли внуки. Вот только вспять время не повернуть, не знает человечество способа.



И Купер, всё же любящий своих детей, будет всеми силами стремиться побыстрее всё закончить и вернуться домой, чтобы каким-то чудом ещё раз увидеть дочь, пока она ещё не умерла от старости. Родители не должны видеть смерть своих детей, это совсем неправильно.



---

Интерстеллар, по сути, эссе Кристофера Нолана на тему чувств и взаимоотношений, мотивации и веры, с изрядной ноткой фатализма. Весь фокус в фильме на людях, на эмоциях самым крупным планом, на переживаниях, и лишь в десятую очередь на пейзажах далёких планет и в сотую на процессе путешествия, поэтому, актёрские работы разбирать особо не хочу, на мой взгляд, всё прекрасно и достоверно сыграно и визуально выверено, без грамма лишнего.



Не знаю сколько длился фильм, и пролетел в зале он незаметно, но в моей коллекции избранного Интерстеллар окажется определённо, хотя смотреть такое ещё раз будет… непросто. Меня даже от саундтрека, который ещё нельзя заказать в iTunes, но уже спокойно можно послушать на Вконтактике, потряхивает.

Другие мои заметки о кинофильмах 2014 года:

рекомендую, фантастика, кино, философия, в прокате

Previous post Next post
Up