После публикации поста "
как пользоваться отражателем на улице" в личку приходит много вопросов про лайтдиски, о том какие покупать и как ими пользоваться. Чисто технически мне сложно всем отвечать в частном порядке, а чувствую нужно - изо дня в день продолжаю наблюдать, как лайтдисками подсвечивают снизу, получая
тот самый инфернальный свет солнечным днём. Да что говорить, сам иногда попадаю "под раздачу", когда снимаюсь в видеороликах, и вместо заполнения теней ловлю на всё лицо "рисующий снизу".
Давно хотел выложить несколько примеров портретов, снятых только с лайтдиском, а вчера представился хороший повод - Анюта, моя прекрасная подруга, и с недавних пор жена моего замечательного друга Антона, отмечала день рождения. Мы собрались компанией в Коломенском, на свежем воздухе и под солнцем, заодно и пофотографировали. Из реквизита у нас с собой был хорёк, Антон в роли ассистента, Nikon D610 и объектив 85mm f/1.4 к нему, плюс прекрасное яркое солнце, дающее адские жёсткие тени и чрезмерный для потретной съёмки контраст.
На следующем снимке хорошо видно, как даже в тени под деревьями солнце рисует очень жёсткую светотень на лице. Это ещё "подтянутая" фотография - немного высветлены тени на лице, и чуть вернул обратно пересветы, чтобы не делать из Антона совсем уж панду. Можно было потянуть ещё, и даже в Photoshop компенсировать солнце ретушью, но в качестве примера пусть будет так.
1.
Вообще, отражатель не обязательно покупать. Следующий снимок интересен тем, что в качестве "лайдиска" сработал... коврик для пикника. Если бы не он, лицо Антона утонуло бы в тени, а так, отразившийся свет подсветил его снизу. Думаю, и здесь неплохо видно, как отличается светотень на руке, куда попадает солнце, и на лице.
2.
Следующий кадр уже сделан с отражателем, причём солнце находится позади, это хорошо видно по теням девчат на траве внизу.
3.
В чём смысл фотографировать против света? Если повернуть девчат лицом к солнцу, то под бровями, носом шеей образуются жуткие чёрные тени. Да и смотреть в сторону солнце то ещё "удовольствие". Если тени ещё как-то можно нивелировать очками, бросив на шею волосы и некоторыми другими способами, то общий жёсткий световой рисунок, на мой вкус, не интересен во многих случаях. К тому же, здесь солнце работает и как контровик, подсчевивая волосы и силуэт. Но, без лайтдиска, лица будут слишком тёмными, либо задний фон слишком высветленным. Поэтому, по экспозиции "без лайтдиска" кадр немного недосвечен, а лайтдиск работает как рисующий свет на лицо.
Лайтдиски бывают разных размеров, тот что был у нас собой не предназначен для ростовых фотографий - даваемое им пятно света недостаточно велико, чтобы эффективно осветить человека в полный рост, тем более, плохо справляется он с группой людей. Из RAW пришлось подтягивать нижнюю часть, которая ушла в недосвет.
Но для поясного портрета он уже вполне подходит. Следующий кадр, в деревьях, сделан при том же солнце сзади. Отражатель здесь работает как основной рисующий свет, что я и описывал в посте "
как пользоваться отражателем на улице". Расположен лайтдиск, для этого снимка, выше лица модели и немного сбоку. По блику в глазах должно быть примерно понятно. Проблема в том, что солнце легче всего поймать снизу, поставив лайтдиск ровно напротив, и именно на это часть покупаются фотографы, но... тогда модель будет освещена снизу, и это будет совершенно неестественным светотеневым рисунком для человека. Портрет получится очень странным.
4.
Кстати, я сфотографировал такой же кадр на Fujifilm X-M1, и при некоторых ракурсах лучи били прямо в объектив, давая интересную радугу и "зайцев". Когда буду рассказывать про камеру, выложу.
На следующем снимке лайтдиск работает "на просвет" - Антон держит его между моделью и солнцем, и полупрозрачный диск рассеивает лучи солнца, давая мягкий рисунок. Есть в этом снимке один "косячок" - левая нога Анюты не прикрыта до конца, и на неё падает немного солнца. Видите, что происходит с тенью? У меня есть такой же снимок, где модель вся "прикрыта" лайтдиском, но для контраста решил выложить бракованный вариант, чтобы было понятнее, что могло получиться без диска. Опять же, в идеале, нужен диск большего размера (100x150 или, лучше, 100x170 сантиметров).
5.
Наверняка уже понятно, что я использую вариант "5-в-1" - полупрозрачный, с чехлом дающим чёрную, белую, серебряную и золотую поверхности. На кадре No 4 использовался серебряный "на отражение", на No 5 полупрозрачный "на просвет":
Ещё один нюанс - чем ближе вы расположите лайтдиск к модели, тем мягче будет свет от него или через него, и тем лучше будут растушёваны тени. Работает это ровно по тому же принципу, как и насадки на вспышки - чем насадка больше, тем свет от неё мягче, при прочих равных. На снимке No 6 отражатель тоже работает на просвет, но уже на закатном солнце, которое вот-вот скроется за горизонтом. Отсюда общая тёплая гамма кожи и холодный задник, это не золотой отражатель, как можно предположить, а полу-прозрачный в роли рассеивателя. Расположен он предельно близко к лицу - почти за самым краем кадра, и тоже чуть выше лица. Просто солнце, на закате, уже очень красное и даёт весьма тёплый свет. Если увести баланс белого до нейтрального для кожи, получим совсем синий фон.
6.
Седьмой кадр сделан в контровом свете прямо против того же солнца, серебряный диск отражает весь свет заката на лицо:
7.
Вот такая получилась портретная съёмка на день рождения ;-)
Самое приятное, в лайтдисках - их компактность. Сложенный 80-сантиметровый диск запросто помещается в рюкзак, да и полутораметровый можно сложить посильнее, и уместить в небольшую сумку. К тому же, лайтдиск не требует батареек, мало весит, а при съёмке на плэнере позволяет получить много мягкого света.