Это фотография из далекого 1937 года. На ней трое молоденьких и беззаботных друзей, которым в то время было по 17 - 18 лет.
Юноша был влюблен в ту, что справа на фотографии - темноглазых красавицу и воскресенье преодолевал расстояние в полсотни километров до маленького села Сморжов, что рядом с городком Клевань1 на велосипеде, а когда сумерки опускались на землю отправлялся обратно в Луцк. Мама юноши была крестной матерью девушки и не против была породниться, но каждый раз с большим волнением ждала сына. Боже упаси, чтобы остался ночевать в доме любимой, что люди скажут, по селу пойдет молва, а это в те времена большой позор для молодой девушки.
Трое молодых, талантливых, умных - они еще не могли знать, что совсем через небольшой промежуток времени, через четыре года, все будет другим и не таким о котором они мечтали. Григорий, так звали юношу уже в 1939 году станет активным участником освободительного движения, пойдет в ряды УПА и там погибнет. Нина выйдет замуж за Александра - парня из своего села, родит ему в марте 1941 года дочь, которой он и порадоваться не успеет, потому что в мае заберут его на переподготовку и в первом бою против фашистов они почти безоружные попадут в плен и в концлагере для военнопленных в польском городе Замостье и от голода, холода и лишений он погибнет.
А Нина - моя мама останется в двадцать один год вдовой и выплачет все глаза, высматривая своего Александра и не будет верить даже очевидцам, которые будут рассказывать о смерти ее любимого мужа, потому похоронку не получила, а только извещения о том, что пропал без вести. Когда уже последние фронтовики вернулись домой, а ее любимый не вернулся, она смирилась и согласилась выйти за моего отца - фронтовика, который демобилизовался и приехал в село из Берлина летом 1946 года.
А блондиночка на фото - это ближайшая мамина подруга - еврейка Мишка. К тому времени в Клевани жили Украинцы, поляки и евреи и все дружно уживались. Не было никаких раздоров между ними. К сентябрю 1939 года на территории Ровенской области была Польша. Жили небогато, кто с земли, кто ремесло какое-то имел, кто магазин держал. Вот и дедушка мой отдал маму к полькe учиться пошивочном ремеслу, там они и подружились с Мишкой. И вышиванки одинаковые, и песни украинские пели и разговаривали на украинском, а еще чувствовали большую душевную близость.
Когда в июне 1941 года начали бомбить Клевань и все окружающие села, мама с маленьким трехмесячной дочкой Любой бежала до Пересопницы и там в хлевах на соломе вповалку, дни и ночи ожидали когда закончится чудовищная бомбежкa и не знали, будет ли куда вернуться, или все сгорело . Бабушкин дом сгорел, а мамин уцелела и там поселилась вся большая семья - бабушка ее семеро детей и маленькая внучка.
Не успели оправиться от пережитого ужаса, а тут новая беда - начались массовые облавы на евреев. Кругом были расклеены объявления, что кто будет укрывать еврея, то расстреляют всю семью. Мама ничего не знала о Мишку, соседка сказала, что якобы всех их уже забрали, а поздно вечером Мишка тихонько поскребла в окно, мама обрадовалась, что она сбежала. Вместе с бабушкой, когда все младшие дети улеглись спать (двое старших были в УПА) освободили от зерна высокую бочку и там поселилась Мишка.
Целыми днями она там сидела, а ночью, как все вокруг затихало и на улице никто уже не ходил, мама помогала ей вылезти и она хоть немного могла размять затекшие тело... Облавы не утихали и немцы уже расстреляли несколько семей за укрытия евреев. Мешка понимала, что она подвергает опасности многодетную семью, в которой пятеро малолетних детей и начала просить маму, чтобы она узнала у своего брата Володи, может ли он договориться, чтобы ее приняли в ряды УПА.
И когда он принес весть, что ей позволили, она попрощалась и ночью отправилась в путь. Нужно было пройти через несколько сел и дорога была неблизкой. Возможно вновь попала в облаву - гитлеровцы ее поймали и устроили показательный расстрел на глазах у многих жителей села. Мишка была очень хорошенькой и немец, которому отдали приказ ее убить - отвернулся, не смог смотреть своей жертве в глаза. Мама всю жизнь вспоминала Мишку, и когда рассказывала какой-то эпизод о их юности, то на глаза всегда наворачивались слезы.
То время и это, в котором мы живем, очень похожи, объединяет их война и чувство черной непредсказуемой силы. По приказу такой силы уничтожают, калечат, сеют ненависть между народами, засевают наши души злом и жаждой мести. Сегодня нам всем известно откуда возникает черная сила и мы видим какую разруху и беду она несет нашей землe и не только нашей. А еще не оставляют тревожные ощущения, что история ничему нас не научила. Думаем и тревожимся.
11.11.2015р Надія Таршин
https://www.facebook.com/oleksandra.fedoruk/posts/1188791017862316:0