Саша Дерманский - известный украинский писатель, пишущий для детей. Маленькие читатели и их родители хорошо знают историю об уже Ониське, Чудесном Чудовище и o других сказочных героях.
Сейчас Саша Дерманский закончил работату над рукописью третьей книги в серии "Чудесное Чудовище".
В ожидании новой книги "Украинская правда. Жизнь" встретилась с писателем и расспросила о новой книге, приобщении детей к чтению, борьбe между гаджетами и книгами, а также о других интересных вещах.
- Расскажи о новой книге. Это финальная часть трилогии о "Чудесное Чудовище"?
- Я был бы осторожным со словом "финальная". Вот и Иван Малкович уже спрашивает, будет ли продолжение. И я не могу исключать, что будет.
Я очень долго рождал эту книгу - по разным причинам она затянулась на три года. Текст не любит, когда пишешь раздел или полраздела, а потом за месяц возвращаешься к писанию снова. Надо писать, постоянно думать, крутить в голове события и героев - и тогда письмо движет саму историю.
Не хочется раскрывать карты. Могу лишь сказать, что эта часть будет называться "Чудесное Чудовище и Плохие плохиши". И еще - книга не оригинальна - она снова о дружбе, снова о приключениях, снова там есть мест, над которыми можно посмеяться, опять много загадок и неожиданностей. И снова наши победили.
Уже есть первая одобрительная рецензия - от дочери Власты. Впервые у меня был серьёзный разговор о книге с дочкой. Она читала рукопись, делала пометки, зачитывала отдельные эпизоды.
Сейчас я с определенной осторожностью жду, что скажет Иван Малкович. Кстати, я до сих пор храню смс, полученное посреди ночи, где он одобрительно отозвался о второй книгe. Телефоны я менял, но эту смс храню и иногда ею горжусь.
Также я жду плодотворной работы художника, потому что очень хочется иметь книгу на Форум издателей.
- Как ты относишься к определению "детский писатель"?
- Писатель и писатель. Кто-то обижается, потому что есть отношение к детской литературе как к неполноценной. Кто-то радуется, потому что для того, чтобы писать для детей, нужно иметь особый талант.
Я лично отношусь нейтрально к определению "детский писатель". Но знаю, что пишу не только для детей - в моих детских текстов есть и взрослые читатели.
- Это очень интересно. Зачем взрослые читатели читают детские книжки?
- Не знаю. Мы об этом думали в Николаеве две недели назад во время симпозиума "Украина, дети, время".
- Какие версии объяснения звучали?
- Версии были разные. Единого мнения не было.
Когда я пишу для детей, когда работаю ночью на кухне, чтобы не мешать семье, то время от времени начинаю смеяться и чувствую себя счастливым в такие моменты. Другой эпизод - покупатели в издательстве "А-ба-ба-га-ла-ма-га", где я сидел и дописывал книгу, часто спрашивали у меня лично, когда я допишу книгу. И среди них как-то пришел юноша лет 20-ти, который покупал "Чудовище" для себя.
Когда он говорил мне об увлечённостью прочитанным, сложилось впечатление, что он чувствует себя счастливым.
Возможно, взрослые читают и пишут книги для детей для того, чтобы прочувствовать подобные мгновения счастья.
- То есть современная украинская литература для взрослых такого ощущения счастья не дает?
- Я в последнее время мало за этим слежу, хотя стараюсь замечать новинками знакомых писателей. Лет пять-десять назад я читал всю детскую литературу, которая выходила в Украине.
- И как?
- Последние тенденции мне мало знакомы. Больше хочется успеть сделать что-то свое.
Я уже говорил, что третья книга из серии о "Чудесное Чудовище" писалась долго и трудно: начинал, бросал, возвращался, снова бросал. Порой казалось, не допишу никогда. В этих соревнованиях с самим собой не очень хотелось читать чужие тексты. Только с грустью наблюдал, что у кого-то опять вышла новая книга, минул еще один Форум, на который я не поехал.
- А какими были впечатления пятилетней давности?
- Был период, когда в детской литературе произошло оживление. Появились новые качественные издательства, которые издавали или много и неплохо, или не очень много и очень качественно.
Интересным был опыт издательства "Грани-Т", которое много экспериментировало и приглашало к сотрудничеству писателей, ранее вообще никогда для детей не писавших. Так появились произведения известных писателей для детей - Любки Дереши, Ларисы Денисенко.
И некоторые авторы нашли себя в детской литературе. Например, Иван Андрусяк, который превратился в очень хорошего детского писателя. Также появилось много новых молодых авторов, пишущих для детей.
- То есть переквалификация писателя, пишущего для взрослых, в писателя, который пишет для детей, возможна?
- Это зависит от того, осталась в человеке какая-то детская искорка. Если осталась - то успех возможен. Если нет - то нет. Есть много примеров того, как кто-то попытался, но для детей не очень хорошо получилось. Например, книги Ивана Андрусяка читала моя дочь, и они ей интересны.
А так я и не вспомню много других примеров такой переквалификации. Хотя есть общеизвестные примеры того, как тексты, написанные как взрослые, или как учебные пополнили полку мировой детской классики. Даже Андерсен адресовал свои сказки прежде взрослым.
- К числу украинских "взрослых" писателей относятся Ирен Роздобудько, Галина Вдовиченко - они продолжают писать и для детей тоже.
- Для них это, наверное, все же хобби. Я подозреваю, что они больше работают над вещами взрослыми. А письма для детей - это как отдушина.
- Что может быть мерилом успеха работы детского писателя? Премии? Тиражи? Реакция читателей?
- Мы понимаем украинскую ситуацию. Хороший тираж - это 5000. Чаще - 3000 а то и 1000.
Нет сети распространения, нет магазинов даже в Киеве - я уже не говорю о городках, посёлках и селх. О гонорарах - промолчу.
Для меня успех - это существование определенного круга читателей, людей, которые от тебя что-то ждут.
Это осознание самое приятное, когда встречаешься с читателями, когда идешь в школу, в библиотеку. Когда видишь детишек, ккоторые это прочли, и им интересно увидеть писателя. Это успех.
Измерять другими критериями в обстоятельствах украинской литературы мне не представляется возможным. Хотя хотелось бы говорить об авторах, которые имеют тиражи в 100-200 тысяч, как это бывает в мире. Хотя и в мире не так много писателей, которые живут только со свои писательского труда.
- Если бы писатель Саша Дерманский мог бы изменить культуру письма, издания и продажи детской литературы, то что бы ты изменил?
- Идеальной ситуации не бывает. Я не вижу глубокого смысла в том, что сейчас начну мечтать - можно создать очередную сказку, но она будет далека от реальности. Однако ...
Мне хотелось бы, чтобы от рождения родители ребенку читали. Было бы хорошо, если бы, как в английской программе "Book Box", при рождении ребенка родителям бы присылали сверток с книгами для детей. То есть государство бы способствовала популяризации чтения.
Если говорить о школе, то здесь важна роль учителей. За многие годы школьных встреч с детьми в качестве автора я только несколько раз был по-настоящему поражен тем, как учительница подготовила детей. Например, когда у каждого из них был экземпляр книги, которую им принес Святой Николай, каждый нарисовал картинки по мотивам книги, у всех есть много вопросов, предлагают идеи для продолжения той или иной книги.
А началось все с того, что учительница на каждом уроке выделяла 10 минут, чтобы почитать детям вслух. Так дети поняли, что книга это интересно, как и компьютер, планшет или телефон. Ведь не во всех семьях культивируется чтениe - некоторые дети никогда не видели книги в руках родителей. Поэтому для популяризации чтения нужны настоящие учителя. К сожалению, таких педагогов пора заносить в Красную книгу.
Если говорить об издательствах, то они могли бы позволить себе роскошь, позволяя себе большие тиражи, и чтобы многочисленные магазины, где работают квалифицированные продавцы, продавали бы эти тиражи.
Авторы должны были бы заинтересованы, чтобы чувствовать мотивацию для творчества и труда. Приличные гонорары - очень полезная вещь в жизни писателя.
- Деньги мотивируют?
- Не хочется жаловаться, но было бы хорошо, если бы писатель мог полгода жить за полученные за книгу средства и спокойно писать следующую, а не крутился белкой в колесе, чтобы обеспечить необходимым семью. Тогда и качественной литературы стало больше.
Тут бы тоже моглo помочь государство, закупая книги в библиотеки. Но возникает вопрос - какие книги, каких авторов, каких издательств. Здесь начинаются подковерные процессы. И часто в списках закупок видно книги непонятного происхождения, от авторов и издательств, о которых слышим впервые.
- Действительно ли современные дети такие испорченные новыми гаджетами, что не читают? Воруют ли гаджеты читателей у книги?
- Я бы так не драматизировал. Помню свое детство. Из тех детей, которые меня окружали в моем селе, я не могу вспомнить кого-то, кто бы читал. У них были другие интересы и игрушки. И гаджетов тогда не было.
А вот мы со старшим братом читали много. ППозаписывались во все доступные библиотеки - детскую районную, взрослую районную, школьную, местную сельскую библиотеку.
Думаю, во все времена существовали люди, которые любят читать, и люди, равнодушные к книге.
- От чего это зависит? Что определяет, читать человек?
- Очень многое зависит от того, что ребенок видит в семье. Если родители не читают, то не с кого брать пример. Тогда чтение не выглядит как жизненная необходимость. И здесь может помочь счастливый случай, если ребенку кто-то подсунет книгу, которая захватит с первых страниц, чтобы ребенок почувствовал кайф чтения.
Конечно, сейчас у книги есть много конкурентов - можно поиграть в компьютерные игры, полазить в интернете. Поэтому на чтение времени может просто не хватать.
- Но есть посредники - и собственно электронные книги как гаджеты, и интерактивные книги.
- Электронные книги также предусматривают процесс чтения. Это разновидность воплощения и функционирования текста. Я думаю, что электронную книгу читают те, кто уже любит читать. Поэтому электронная форма книги не гарантирует того, что ее охотно будут читать любители виртуальных забав.
Человек или читает - и бумажные, и электронные книги, или же не читает никаких. Поэтому я снова подчеркиваю важность пприучения ребенка к чтению. И это надо делать как можно раньше - в семье и в в школе.
- Какие они - современные дети?
- Такие же, как и несовременные.
Они любят приключения, сказку, чудеса, веселье. Ни один ребенок не скажет, что любит скучные книги, где нет никаких приключений и магии, и где все так, как в жизни.
Современные дети больше знают, поскольку имеют легкий доступ к информации. А еще они быстрее взрослеют - и умственно, и физически. Вот у меня есть дочь, ей уже почти 13 лет - и это уже почти взрослый человек, которому осталось только интеллектуально развиваться, физиологически она почти взрослая.
Не знаю, абсолютно ли полезен такой простой доступ к любой информации. Пожалуй, нет. Они в интернете в три клика могут увидеть то, что бы им не стоило видеть в их возрасте.
- Давай продолжим этот разговор о том, что стоит и не стоит видеть детям. Какова информация, которой не стоило бы видеть? Какова здесь роль родительского контроля? Где предел? Насколько родители имеют право определять за ребенка, что ему знать, и чего ему не знать?
- Сложный вопрос. Иногда бывают патовые ситуации, когда ты не понимаешь, как действовать - даже если речь идет о ребенке, которого знаешь с пеленок.
Я не знаю, как ограничивать. Но мне не хотелось бы, чтобы ребенок с детства лазил по сайтам для взрослых.
- А с какого возраста по таким сайтам можно лазить?
- Думаю, с возраста, когда ребенок понимает, что происходит на этом видео. Тогда детская психика по крайней мере не травмироваться.
Это избавляет родителей от определенных пояснений, от разговоров на какие-то темы, на которые мы не умеем говорить, потому что с нами никто об этом не говорил.
- А ты папа чувством нехватки литературы, которую можно было бы дать ребенку вместо разговора на проблемные темы? Ты как писатель был бы готов такую литературу писать?
- Литература должна давать определенные рецепты - особенно для подростков.
- О чем могла бы быть такая литература?
- О первой влюбленности, особенно о первой безответной любви. О первых отношенияx, о заинтересованности, о гендерных ролях, о незапланированной ранней беременности, опасности воздействий преступного мира, вредныx привычах, наркомании ...
О том, что в мире бывают такие вещи, с которыми живешь рядом, но можешь с ними никогда не встречаться - как, например, дети с инвалидностью, которых в Украине до сих пор "прячут" от общества. Дети их не видят в школе, не видят их на улице...
Было бы хорошо, если бы существовали такие полезные и одновременно интересные книги.
- Ты бы сам такие книги писал?
- Писал бы, если бы почувствовал, что к этому готов. Я пишу не только ради гонораров, а для удовольствия. Когда почувствую, что получу удовольствие от такой работы, то могу взяться.
Вместе с тем, очевидно, пока я немного боюсь браться за такую книгу. Это очень серьезно и ответственно.
©
20.06.2014
Ирина Славинская, литературный обозреватель "Украинской правды. Жизнь"