Три пункта предпасхальной поездки

Apr 27, 2019 22:45




В эту предпасхальную субботу я отправился вместе с митрополитом по трём адресам, где ждали приезда Владыки. Два пункта в этой поездке традиционны, последний в маршруте впервые принимал гостей накануне праздника.

Три адреса, три истории. Каждая требует не просто отдельного поста, а отдельного блога. Но постараюсь уместить всё в один рассказ, пусть и длинный. Надеюсь у вас хватит сил прочесть всё. Правда предупреждаю, история не для слабонервных. И если вы из тех, кто намерен увидеть здесь исключительно куличики и милые личики, то этот рассказ не для вас.


Утро, задний двор митрополии. Автобус сопровождения практически готов к поездке. На задних сидениях короба с куличами и подарками. Из журналистов только коллега из Аргументов и Фактов. Своим ходом в посёлок Разумное едет телевизионная группа.

Первая остановка - «Дом детства» в Разумном. На въезде в посёлок замечаем украшенный к празднику памятник яйцу. Арт-объект уже третий год подряд «раскрашивают» к Пасхе по инициативе местного детского дома. Скромно, но символично.

В районе полудня заезжаем в детский дом где на входе нас встречают первые лица посёлка, представители областной администрации и меценат, который 25 лет назад принял решение взять это место под опеку. Как скажут позже, решение было не от ума, а от сердца. Многие выпускники детдома нашли у него работу, компания также выделяет средства на ремонт и текущие нужны учреждения. Помимо тех финансов, что выделяются государством. Ждём митрополита. Он строго по графику приезжает и мы большой компанией заходим внутрь, в главный зал, где уже собрались воспитанники.




«Какой завтра праздник?», - спрашивает митрополит у детей, а те мгновенно отвечают - Пасха. Улыбаясь он продолжает общение с ребятнёй, которые увы не могут с первого раза ответить на следующий вопрос - зачем красят яйца и пекут куличи на праздник и уж тем более почему их освещают. «Сейчас всё расскажу. А пока кто знает «Отче Наш», давайте читать молитву вместе», - приглашает митрополит и начинает чин освящения куличей. Голоса малышей слышны на фоне молитвы Владыки.




Далее следует сценка, которую воспитанники детского дома подготовили для гостей. Она наполнена христианским смыслом, но основой истории стала старинная сказка «Гуси-лебеди». Кстати, главный герой, Иванушка, успевает перед началом представления «наделать шуму», задав вопрос митрополиту: А почему ты не на небе?




Вновь улыбнувшись, митрополит вспоминает, как в свой прошлый визит сюда на вопрос - знаете ли вы кто к нам пришел? дети ответили - знаем - Бог.

Дарим подарки детям, даём напутствия, звучат серьезные слова и «Рождества Христова» в качестве поздравления от местных слегка волнующихся начальников.




Чуть-чуть выйдя из графика, выдвигаемся обратно в город, где нас ждут в «Доме малютки», заведение, где живут малыши перед отправкой в детские дома. Правда по дороге попадаем в небольшую пробку. Самое время освещать куличи и массы людей переходят дорогу по зебре, затрудняя движение машин. В этой же пробке замечаем машину мэра, который тоже спешит на Архиерейскую улицу, где находится наш второй пункт остановки.

«Ну вы и встряхнули Белгород!», - обращается митрополит к градоначальнику на входе в «Дом малютки». «Да все уже забыли про «Звёздные войны», - тихо оправдывается мэр. Тут надо пояснить для не белгородцев, что на церемонии инаугурации нового мэра включили музыку из культового эпизода «Звёздных войн», нехотя прославив это событие на весь мир. Но Иоанн о другом. Он о серьезном весеннем ремонте дорожных сетей и канализации. «Похорошел Белгород к Пасхе», - даёт оценку работе новой команды митрополит. «Профессионалы пришли», - замечает новый мэр.




Небольшая, но традиционная экскурсия по образцовому социальному учреждению и яркий концерт от малышей. Красивые костюмы, улыбающиеся воспитатели, танцы, стихи и подарки. Всё это здорово если не знаешь, что у всех этих детей нет родителей. Они брошены и ещё не знают об этом. Поэтому весело улыбаются и веселятся. «Дом малютки» для них настоящий рай, где их опекают и надеются, что большинство из них не окажутся «невостребованными», забытыми и потерянными в статистике живущих в детских домах.







А тем временем нам надо выезжать дальше. Туда, где живут, а точнее сказать, выживают другие всеми брошенные. И это не дети. Это старики, а едем мы в так называемый «Дом милосердия», заведение, о котором знает каждый в городе, кто опустился на самое дно социума. Сюда принимают всех. Абсолютно. И от того страшнее картина, которая всплывает в голове. Я был здесь. Писал о волонтёрах, что помогают обездоленным хоть как-то, хоть чем-то.

Этот дом не включён в систему государственного финансирования. Существует он за счёт пенсий его обитателей, пожертвований людей, немногочисленных грантов. Нуждается в любой помощи и вот у стариков появилась надежда. Крупный меценат заметил их и решил помочь.

«Я человек системный. Дорожная карта уже есть в голове. Будем действовать поэтапно», - говорит он на пороге заведения, которое одним своим видом годами немытых окон показывает, как плачевно всё внутри.

В программе - освящение куличей и яиц, но без концертов. Оно и ясно.




Заходим. С недавних пор на первом этаже здесь храм. Это первый этап «системной работы» мецената, который пригласил православных священников себе в помощь. Пока храм с красивым деревянным, ручной работы иконостасом, работает два дня в неделю. Закреплённый священник и сестры-милосердия всячески поддерживают местных жильцов. Беседуют, совершают службы, помогают вещами.

«Службу посещаете? Как батюшка, строгий?», - спрашивает митрополит у тех, кто спустился на чин освещения праздничных угощений. «Нормальный», - отвечает кто-то из стариков, явно впервые сидящих на новеньких стульях.










Вместе с Владыкой в богадельню приехал и мэр. Это явно не планировалось, т.к. служба протокола с пресс-службой и муниципальными журналистами, опаздывают. Как не планировалась и экскурсия по этажам. Но владыка настаивает - надо разнести куличи тем, кто лежачий.




Поднимаемся… запах ладана их храма на первом этаже пропадает. Ему на смену приходит запах, который до сих пор я ощущаю. Запах жуткой боли, отчаяния и смерти.




Мы заходим в каждую комнату. Где светло и начался ремонт, где стоят новые кровати и улыбчивые старушки благодарят за визит, и туда, где на стенах плесень, грибок, где на сальных стенах лишь маленькая иконка, а окна закрыты бумагой. «Всё как есть», - говорит кто-то из сопровождающих нас.




«Таблетки есть? Цитрамону бы», - вместо благодарности за кулич слышат дарители в одной из таких комнат… «Сейчас водитель принесёт», - обещает меценат. Идём дальше.







«Ты кто?» - слышу из следующей комнаты. Между владыкой и одной из обитательниц женской кельи на пять человек завязывается разговор. Заглядываю внутрь.

В глубине комнаты на полу лежит полуголая женщина. Она похожа на скелет, на голове ни волосинки. Рак? «Это Оля, у неё синдром кузнечика, прыгает с кровати, поэтому положили на полу», - объясняет пышногрудая дама из местной администрации. «Она ещё и срывает всё с себя, ругается, что только не делали, ничего не помогает», - продолжает женщина, обещая в ближайшее время попробовать уложить «Олю» в детскую кроватку.




Может поможет. А мы идём дальше по этажу, заглядывая к каждому, даря надежду и веря во что-то, что может спасти этих людей. Мэр о чём-то разговаривает с директором заведения.




«Плесень надо выжигать!» - комментирует Владыка уже внизу. Мы уже явно выбились из графика, но он продолжает и продолжает говорить с мэром, директором и меценатом. Приводит примеры, как родные сами привозят сюда своих стариков, забывая о них. «Конечно, можно задавать вопросы - почему и как, но важнее просто обратить внимание. Есть над чем потрудиться всем обществом», - слышу пояснения митрополита. Меценат кивает и просит благословление на дальнейшие действия.




Мы уезжаем. Впереди ночная служба. Уже известно, что в Иерусалиме сошел Благодатный огонь. Значит ещё один год жизни. Значит можно что-то сделать доброго. Подарить улыбку малышку, дать путёвку в будущее ребенку, помочь старикам. Есть надежда, что всё это будет.




Выражаю огромную благодарность пресс-службе Белгородской и Старооскольской епархии, которая любезно поделилась этими фотографиями и пригласила в эту поездку.

фото, правда жизни, волонтёрство, благотворительность

Previous post Next post
Up