Давка в супермаркетах Окей за сахаром обсуждается сейчас везде. Людей обвиняют в помешательстве, осуждают и высчитывают - сколько они в итоге сэкономили? Слышатся упрёки и в сторону властей - вот мол, до чего народ довели...
Вот, пожалуй, самое известное видео, которое даже
"засветилось" у РИА Новости.
Click to view
Битва за сахар... друзья, кому сказать. А вот картинка из соседнего с Белгородом Липецка, где тоже любят сладенькое и тоже есть магазин Окей.
Click to view
Вглядитесь в лица "урвавших", сколько там радости, перемешанной с ненавистью и злобой... Эффект толпы налицо. Что-то подобное было и в Астрахани, и в Оренбурге, уверен, что и в других городах где есть магазины этой сети. Как пишут у себя на странице организаторы этого безумства: "акция пользуется даже большей популярностью, чем мы рассчитывали"...
Причём, бьются в Окей не только за сахар, но и за торты с 50%, и за яйца к Пасхе, да и в целом маркетинг тут построен на использование самых животных инстинктов человека. И не одни ребята из Окей такие "умные", это весьма распространённый приём. Как бы много мы не читали Толстого или Вольтера, сколько бы языков не знали и не разбирались бы в особенностях этрусской культуры - все мы может в секунду забыть об этом и превратиться в толпу, которая снесёт любого ради своей цели. Управлять такой толпой практически невозможно, она живёт своими правилами на бессловесном уровне.
Вот посмотрите, как в Тюмене на 8 марта раздавали бесплатные сосиски. Казалось бы... но во что превратили людей организаторы этой забавы? А мы потом вспоминаем про блины на лопатах.
Click to view
И тут нужно понимать одно, толпа чувствует "ограниченность", а значит некую "эксклюзивность" товара, а значит кому-то достанется, а кому-то нет. "Хлеба и зрелищ" требовала толпа в Древнем Риме, требует их она и сейчас...
Можно ли нас обвинять в том, что мы такие? Можно ли осуждать людей, за то, что они поддались дурману толпы и призрачному эффекту скидки? Этично ли использовать это владельцам магазинов? Есть ли какие-то законодательные нормы для подобных мероприятий? Ведь "подогрей" ещё толпу и она бы разгромила бы весь магазин.
А вот одно из многочисленных видео, которое можно найти по запросу "чёрная пятница". Там тоже "народ довели"?
Click to view
Ну и вот ещё немного истории... 1991 год - битва за водку и радостные комментарии о самой большой в мире очереди. Безумие какое-то.
Click to view
Благополучная Америка, современная #Россия, голодный СССР - могут меняться социальные строи, но битвы в магазинах, похоже, будут нас преследовать до тех пор, пока это будет кому-то выгодно. Вот только кому?